Проекты

INLINE Technologies при работе над проектом создает единую команду, в которую входят инженеры и менеджеры компании, специалисты ведущих фирм-производителей и представители заказчика.

Все это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные возможности и потребности заказчика, оптимизировать сроки выполнения проекта, добиваться оптимальных результатов работы.

Вернуться

Построение отраслевого ситуационного центра Росрыболовства

2011 год

Предыстория проекта

zasedanie.jpgРешение о создании Ситуационного центра (СЦ) Росрыболовства было принято в 2009 г. и тогда же зафиксировано в ведомственной концепции информатизации. Необходимость данного шага была определена рабочей группой по разработке концепции, сформированной из ведущих отраслевых специалистов, на основе результатов анализа управленческой деятельности Агентства и подведомственных ему организаций. Помимо этого, учитывались положения федеральных директивных документов в области информатизации и информационной безопасности. В целом СЦ рассматривался как основное средство для консолидации, анализа и представления разнородной информации, позволяющей осуществлять поддержку и принятие управленческих решений на основе моделирования развития как отрасли в целом, так и отдельных процессов и ситуаций. В 2009 г. было разработано конкурсное техническое задание, на основе которого был проведен комплекс ОКР по созданию СЦ.

Согласно действующему законодательству федеральные органы исполнительной власти не имеют права руководствоваться какими-либо критериями при выборе исполнителя работ, кроме прописанных в Законе № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.

INLINE Technologies была выбрана в результате проведения конкурса, в котором участвовали достаточно серьезные системные интеграторы, поскольку предложила наилучшие условия выполнения государственного контракта по совокупности критериев и в соответствии с методикой оценки и положениями Закона 94-ФЗ.

Цели проекта

Ситуационный центр создавался с целью обеспечить Росрыболовство инструментами для поддержки принятия управленческих решений, в том числе автоматизации процессов сбора, консолидации и обработки информации, аналитической работы, моделирования и прогнозирования развития ситуаций.

Олег Баранник, начальник Административного управления Росрыболовства: «Рыбопромышленный комплекс достаточно сложное хозяйство, которое является потребителем продукции примерно 50 других отраслей экономики и в свою очередь поставщиком для 50 отраслей. Поэтому последствия принимаемых Агентством решений могут отразиться не только на отрасли, но и на достаточно значимом сегменте экономики страны. Следует также учитывать, что сырьевой базой рыбопромышленного комплекса является природная экосистема, прогнозирование долгосрочных последствий хозяйственного воздействия на которую не имеет формальной методологической основы. Существенны и социальные последствия принимаемых решений. Все вместе образует очень сложный объект управления с размытыми многофакторными критериями достижения целей».

Характеристика ситуационного центра

По выполняемым задачам СЦ Росрыболовства можно отнести к полнофункциональным ситуационным центрам — в отличие от большинства существующих сегодня отраслевых СЦ он выполняет не только функции отображения информации и удаленного взаимодействия, но и функции моделирования и анализа ситуаций.

По степени сложности и масштабу решаемых задач СЦ Росрыболовства относится к стратегическим ситуационным центрам, поскольку нацелен на поддержку решения задач отрасли национальной экономики.

Этапы проекта

Реализация проекта по созданию СЦ в Росрыболовстве разделена на два основных направления: построение инфраструктуры и разработка программного и методического обеспечения.

При построении инфраструктуры потребовалось решить ряд инженерных вопросов, связанных с тем, что центральный аппарат Агентства располагается в историческом здании. Более того, организационная структура Росрыболовства включает в себя 20 территориальных управлений и более 100 подведомственных организаций, находящихся от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. В целом эти вопросы решались и раньше. При разработке программного и методического обеспечения СЦ возникли вполне ожидаемые трудности, связанные с постановкой собственно управленческих задач. Для их решения была создана рабочая экспертная группа из специалистов Агентства по рыболовству.

Решение «Ситуационный центр Росрыболовства»

Ситуационный центр Росрыболовства состоит из следующих подсистем:

  • программно-аппаратных средств поддержки сбора и консолидации данных;
  • программно-аппаратных средств визуализации данных мониторинга, анализа и прогнозирования отраслевых показателей и первичных данных;
  • программно-аппаратных средств поддержки коллективной работы (видеоконференции, интерактивные обсуждения);
  • программных комплексов поддержки принятия решений, а именно: мониторинга ситуации, имитационного динамического моделирования, статистического анализа, эконометрического моделирования, качественного ситуационного моделирования;
  • методик решения отраслевых задач контроля и управления;
  • комплекса прогнозных моделей отрасли.

Программно-аппаратные средства поддержки сбора и консолидации данных обеспечивают сбор и консолидацию как структурированной (базы данных), так и неструктурированной (текстовой и аудиовизуальной) информации из внутренних (отраслевая система мониторинга и др.) и внешних (базы данных других ведомств, Интернет и др.) источников.

Поступающая информация хранится в аналитическом хранилище данных и доступна для поиска, визуализации и дальнейшей аналитической обработки.

Неструктурированная информация используется для мониторинга освещения в СМИ тех или иных событий и ситуаций, имеющих отношение к деятельности Росрыболовства. Например, можно увидеть, как освещается в СМИ деятельность рыболовецкого флота в разных регионах. Первичная структурированная информация, поступившая в хранилище данных, отображается в виде таблиц или графиков в разных срезах.

Далее вся информация проходит аналитическую обработку. Обработка неструктурированной информации заключается в ее классификации, кластеризации, формировании рядов данных по упоминаемости тех или иных объектов, тональности высказываний в отношении интересующих объектов и информационных поводов, анализе причин возникновения ситуаций и пр.

Обработка структурированной информации заключается в ее статистическом анализе.

Для поддержки принятия решений по управлению рыбной отраслью в Ситуационном центре реализован инструментарий анализа и моделирования объектов и ситуаций, поддерживающий методы эконометрического моделирования, имитационного динамического моделирования и моделирования на основе когнитивных карт.

С помощью данного инструментария строятся модели, предназначенные для решения конкретных задач управления. При необходимости входные данные для таких моделей могут поступать из хранилища данных.

Первичные данные, результаты аналитической обработки данных и моделирования отображаются средствами визуализации в виде витрин данных.

Для коллективной работы с территориальными управлениями Росрыболовства Ситуационный центр оснащен системой видео-конференц-связи и интерактивного представления информации.

Система информационной безопасности включает в себя такие подсистемы, как: управления информационной безопасностью, управления доступом, регистрации и учета, обеспечения целостности, антивирусной защиты, резервного копирования.

В системе ИБ используются исключительно сертифицированные ФСБ и ФСТЭК средства.

Динамическое моделирование и анализ информации

Информация, поступающая в СЦ Росрыболовства, делится на две основные категории:

  • структурированная информация, содержащая показатели функционирования рыбопромышленного комплекса. Эта информация поступает из различных внутренних и внешних источников — системы электронного документооборота, отраслевой системы мониторинга, Рыбохозяйственного реестра, Центра управления проектами, отчетности территориальных управлений, подведомственных организаций, Росстата и международных статистических источников.
  • неструктурированная информация, которая собирается и консолидируется специально разработанными подсистемами поиска и анализа неструктурированной информации. В ее состав входят различные сетевые источники данных (специализированные и общие) и средства массовой информации (печатные, ТВ и радио).

Полученная от подсистем поиска неструктурированная информация обрабатывается методами text mining, включающими синтаксический и семантический анализ, а затем категоризируется по нескольким десяткам тематических рубрик, например, рыбопромысловые бассейны, территориальные управления, ключевые фигуры отрасли и др.

Дмитрий Макаренко, к. э. н. директор по научно-техническому развитию компании INLINE Technologies: «Для обработки имеющейся в хранилищах информации используется, в частности, комплекс моделей, позволяющих с различной степенью точности и охвата анализировать и прогнозировать развитие ситуации, влияющей на рыбохозяйственный комплекс, выявлять тенденции и идентифицировать имеющиеся проблемы, оперативно предлагать эффективные способы решения сложных ситуационных задач.

Собрать исчерпывающе полную и точную информацию для принятия обдуманного и взвешенного решения, отвечающего сложной взаимосвязанной системе экономических, законодательных, политических, социальных и других требований, предъявляемых к органу исполнительной власти, сложно по целому ряду причин. Главная заключается в том, что часто ситуации, на которые приходится реагировать, возникают впервые и не имеют аналогов. Подсистемы мониторинга и моделирования информационной системы СЦ, в частности, призваны помочь систематически собирать и оперативно анализировать необходимую в самых различных ситуациях информацию для поддержки принятия управленческих решений».

Одним из важных применений систем мониторинга и моделирования является стратегическое управление и прогнозирование. С помощью этих систем можно ответить на широкий круг вопросов, например: как отразится вступление России в ВТО на рыбной отрасли? Как те или иные изменения в законодательстве и нормативном регулировании в области рыболовства отразятся на экономике отрасли, социальном положении рыбаков и на обществе в целом? Как повлияют те или иные решения Росрыболовства на смежные отрасли и подотрасли рыбохозяйственного комплекса?

Системы мониторинга и моделирования могут использоваться для системного мониторинга факторов, определяющих формирование цены на рыбную продукцию, выявления глобальных трендов, выработки эффективной стратегии модернизации основных отраслевых фондов, анализа изменений системы квотирования и разработки предложений по мерам таможенно-тарифного регулирования.

Интерактивное взаимодействие и отображение информации

Одной из базовых задач СЦ является обеспечение проведения интерактивных видеоконференций с возможностью презентации аналитических материалов, для чего были использованы программно-аппаратные средства поддержки коллективной работы, а именно:

  • видеостена из панелей с ультратонким швом;
  • персональные мониторы на каждом рабочем месте с функцией touch-screen;
  • подсистема видео-конференц-связи, состоящая из сервера многоточечной ВКС, аппаратных видеотерминалов и программных видеоклиентов;
  • подсистема управления источниками и потребителями информации, звуком, видеокамерами с возможностью автоматического наведения на активного участника и т.д. (с помощью touch-screen-экрана);
  • подсистема аудиовидеокоммутации;
  • подсистема приложений интерактивного взаимодействия.

Павел Калист, начальник отдела унифицированных коммуникаций компании INLINE Technologies: «Используемая в качестве средства коллективного отображения видеостена позволяет выводить достаточный объем визуальной информации одновременно с 6 рабочих мест аналитиков. Подсистема видео-конференц-связи (ВКС) предоставляет возможность собирать для оперативных совещаний все территориальные управления Росрыболовства одновременно. А совокупность средств для поддержки коллективной работы позволяет проводить дистанционное обучение и переподготовку специалистов.

Таким образом, СЦ Росрыболовства способен функционировать в нескольких режимах: контроля, управления и обучения.

Отмечу, что используемые наряду с аппаратными программные решения ВКС превращают по сути стационарный Ситуационный центр в мобильный — специалисты, выезжающие на место инцидента, в режиме on-line могут передавать информацию для дальнейшего анализа средствами СЦ».

Итоги проекта

Ситуационный центр официально сдан в эксплуатацию в конце 2010 г. Сегодня он находится в промышленной эксплуатации и выполняет следующие задачи:

  • информационное обеспечение оперативных совещаний в режиме видеоконференции с возможностью представления заранее подготовленных аналитических материалов;
  • мониторинг и консолидация разнородных данных о состоянии рыбопромышленного комплекса страны;
  • мониторинг и анализ данных о социальной обстановке в рыбопромышленном комплексе и в области рыболовства в целом, в том числе и по зарубежным странам;
  • разработка прогнозов, проведение комплексного анализа проблем, подготовка и представление выводов и рекомендаций. Эта задача является наиболее сложной и требует серьезной поддержки не только отраслевой науки, но и академических институтов.

Одним из первых практических применений СЦ стал мониторинг СМИ и анализ полученной информации об исчезновении промысловой шхуны «Партнер», членами экипажа которой были российские моряки, в январе 2011 г.

Функциональные возможности СЦ были использованы для контроля ситуации, возникшей вокруг потенциально возможного радиоактивного заражения рыбопродукции после аварии на японской АЭС «Фукусима-1».

Мониторинг и анализ неструктурированной информации также производились при рассмотрении различных аспектов введения платы за любительскую рыбную ловлю, в частности освещение этой темы в СМИ.

Экономическая обоснованность данного проекта не вызывает сомнений. Так, в США промышленное рыболовство ежегодно приносит в бюджет страны около 6 млрд долл., а популярное — до 28 млрд долл. В то же время при введении подобного рода мер нельзя исключать социальную составляющую. Использование систем мониторинга и анализа неструктурированной информации позволило не только оперативно отслеживать тональность сообщений в прессе, но и, например, заранее прогнозировать, как будут восприниматься те или иные события или регулирующие меры Росрыболовства конкретной социальной группой, в том или ином регионе и т.п.

В результате проделанной работы 31 мая 2011 г. Росрыболовство внесло в Правительство РФ проект закона о спортивном и любительском рыболовстве, в котором был зафиксирован основополагающий принцип о бесплатности и общедоступности рыбалки.

Олег Баранник: «Основным итогом проекта на сегодняшний день является то, что Ситуационный центр состоялся и начал свою работу. О реальных итогах проекта можно будет говорить по результатам принятых при информационной поддержке СЦ управленческих решений. Накопление результатов займет достаточно длительный период. Кроме того, создание СЦ не закончено, еще предстоит нарастить инфокоммуникационную инфраструктуру, пробрести рабочий опыт анализа и прогнозирования и решить ряд других организационных и методических задач. Необходимо, чтобы получение ответов на вопросы «Что будет, если...?» и «Что надо сделать, чтобы...?» происходило не на уровне интуиции и сиюминутных представлений, а на основе системного анализа долгосрочных последствий принимаемых решений».