Публикации
Вернуться
ICT-Online.ru, 30 декабря 2019

Цифровая трансформация в год Золотого Кабана: итоги 2019 года

Сергей ХруповРынок системной интеграции меняется, ставит новые задачи, открывает новые перспективы, и уже в следующем году не будет таким, каким был буквально вчера. К каким вызовам предстоит быть готовыми отечественным ИТ-компаниям? Что в их багаже уже сегодня есть из того, что гарантирует успех завтра? В преддверии новогодних праздников за виртуальным круглым столом ICT-Online.ru своими наблюдениями и прогнозами поделились топ-менеджеры российских компаний. В беседе принял участие генеральный директор INLINE Technologies Сергей Хрупов.

ICT-Online.ru: Как менялась ситуация на рынке системной интеграции в течение 2019 года? Какие тенденции пришли из прошлых лет, а что стало характерной чертой именно 2019-го? Была ли ваша компания готова к такому состоянию рынка, чем ответила?

Сергей Хрупов: Изменения, которые в уходящем году наиболее заметно проявились, стали фактом – это, прежде всего, назревшая потребность в более или менее развернутой методологии создания информационных систем. Сегодня ИТ-рынок в некоторой степени заложник того, что методы разработки информационных и инфраструктурных систем, систем связи и т. п., существовавшие в советский период, постепенно либо забываются, либо теряют свою актуальность, и уже давно не соблюдаются. А новые отечественные стандарты в сфере ИТ не сформированы. В силу этого сложные системы в первую очередь трудно создавать заказчику – ему зачастую нечем руководствоваться при формулировании требований к той или иной системе и планировании этапов внедрения.

Другой тренд – это намечающийся спрос на автоматизацию операционной деятельности. Речь не идет об ERP, классическом учете, финансовом или управленческом. Речь о том, что повседневные рутинные действия организации или предприятия тоже подлежат автоматизации. Мало того, молодому поколению сотрудников, привыкших к компьютеру, гаджетам и Интернету, гораздо удобнее работать с документами и информацией в электронном виде.

Среди технологических направлений, которые были лидерами в 2019 году, назову информационную безопасность, виртуализацию вычислительных ресурсов и ресурсов хранения, центры обработки данных. Интерес к технологиям виртуализации приобрел – и это будет продолжаться – ярко выраженный характер. В корпоративных ИТ обозначен четкий переход от персональных рабочих мест, оснащенных каким-либо интеллектом, к некоторой коллективной вычислительной мощности, ее виртуализации, все большему использованию тонких клиентов. Это проще администрировать, этим проще управлять, это проще поддерживать в работоспособном состоянии. Это продлевает циклы использования и удешевляет, собственно говоря, стоимость персональных рабочих мест. Технологии виртуализации по-прежнему достаточно сложны, по-прежнему небанальны, но тем не менее, я бы сказал, они стали массовыми.

Это же относится и к центрам обработки данных. Спрос на их строительство, оснащение и модернизацию, строго говоря, не новый тренд. Но в 2019 году он стал более выраженным, в том числе за счет востребованности облачных услуг и виртуализации. Произошла своего рода финализация предыдущих этапов. Запрос на строительство ЦОД уровня Tier III сейчас, на мой взгляд, на пике и будет сохраняться. Это касается и коммерческих, и корпоративных дата-центров. Конечно, пока с точки зрения количества стойко-мест мы отстаем от зарубежных стран, но здесь наблюдается явный тренд на наращивание объемов.

С другой стороны, мы увидели перелом в осознании нашими заказчиками того, что ЦОД – это совершенно необязательно капитальное здание. Есть уже опробованные технологии для проектирования и организации быстровозводимых дата-центров, т. е. модульного типа. И совершенно необязательно, чтобы дата-центр находился там, где располагается центральный офис компании. При этом такой ЦОД не хуже, а в чем-то даже эффективнее, чем традиционное «тяжелое» здание, которое возводится гораздо дольше, и он полностью соответствует требованиям Tier III Uptime Institute и других регуляторов.

ICT-Online.ru: Какие изменения произошли во взаимоотношениях с заказчиками?

Сергей Хрупов: Что касается характера взаимоотношений с заказчиками, здесь особых перемен не произошло: мы как работали с нашими традиционными клиентами, так и работаем, в полной мере, смею надеяться, соответствуя их ожиданиям.

ICT-Online.ru: О каких финансовых и других итогах 2019 года в вашей компании можно говорить уже сейчас, а по каким – сделать уверенные прогнозы? Благодаря чему этих результатов удалось достичь, что было самым сложным, что – самым интересным?

Сергей Хрупов: Наш финансовый год заканчивается в марте 2020 года, впереди еще квартал, так что об окончательных итогах говорить преждевременно. Но я полагаю, что компания покажет умеренный рост относительно своих прошлогодних показателей. По нашим прогнозам, до 10 % роста мы продемонстрируем. Это не связано с ростом рынка, рынок настолько не растет. Мы просто хорошо поработали в текущем году – реализовали и продолжаем выполнять ряд масштабных проектов.

К сожалению, в уходящем году несколько снизилась рентабельность нашей компании (правда, думаю, не только нашей). Это произошло за счет повышения НДС и все еще растущей конкуренции, которая в силу сложившейся традиции и законодательства на рынке крупного бизнеса и государственных органов лежит по большей части в плоскости цены. Игроков, которые качественно реализуют проекты по системной интеграции, достаточно много. В дополнение к этому набирают силу госкорпорации, такие как «Ростелеком» и Ростех, и их компании-инсорсеры, специализирующиеся на ИТ.

Для нас в ближайшие два-три года вызовом будет являться направление информационных систем, мы намерены расширить свою деятельность от инфраструктурной интеграции в предметные проблемные области. Мы этим начали заниматься некоторое время назад, и 2019 год показал нашу готовность сформировать компетенцию в постановке задач и создании архитектуры информационных систем в разных предметных областях. Под предметными областями я имею в виду, с одной стороны, отрасли, к которым принадлежат наши заказчики, с другой – технологические специализации нашей компании.

Мы по-прежнему ориентированы на решение задач среднего и крупного бизнеса, и основными вертикалями для нас являются промышленность, ТЭК, органы госуправления, финансы, теле-, радиовещание.

ICT-Online.ru: Какие наиболее значимые проекты можно назвать, в чем их уникальность?

Сергей Хрупов: В 2019 году мы реализовали проект по построению модульного дата-центра для одного из операторов «Большой четверки» и получили от заказчика самые высокие оценки своей работы. Проект продолжается: сейчас мы проектируем и строим модульные дата-центры уже в нескольких регионах страны.

Хочу также отметить новую и очень интересную работу в консорциуме с Mail.ru Group, НПЦ «БизнесАвтоматика» и АКГ «Развитие бизнес-систем» по созданию единой национальной цифровой платформы для поддержки малого и среднего предпринимательства. Этот проект для нас во многом знаковый. Безусловно, в нем есть инфраструктурная часть, традиционные инженерные и интеграционные задачи. Но суть проекта – автоматизация процессов поддержки, в каком-то смысле операционной деятельности, предприятий малого и среднего бизнеса при взаимодействии с органами исполнительной власти. Речь идет о регистрации бизнеса, его мониторинге, я бы даже сказал, его здоровье и существовании. Другими словами, о помощи людям, которые этот бизнес пытаются вести. В нашей стране, как мы знаем, это задача непростая, и не всегда меры государственной поддержки доходят по назначению и в части информирования, и в части получения и подачи необходимых документов. Да и времени на осуществление данных операций затрачивается достаточно много, особенно если это касается регионов. Теперь все будет происходить онлайн. Работа еще не закончена, довольно большой ее этап пришелся на 2019 год, надеюсь, что в последующем мы продемонстрируем ее результаты.

ICT-Online.ru: Ваши прогнозы и планы относительно следующего года, какие условия необходимы для их осуществления?

Сергей Хрупов: Наши планы относительно следующего года – подтверждать высокую репутацию, которую мы заслужили у участников рынка и клиентов, удержать позиции, которые мы сейчас на рынке занимаем, в наших традиционных специализациях. И занять достойное место в новых для нас направлениях, таких как автоматизация операционной деятельности, автоматизация предметных отраслевых задач, автоматизация деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также разработка систем поддержки производства для промышленных предприятий. Другими словами, развить нашу компетенцию от классической системной интеграции, создания Hi-End ИТ-среды, до того уровня, когда мы можем помогать нашим заказчикам совершенствовать бизнес. На данный момент сложно придать этому цифровое выражение, но я надеюсь, что, приращивая новые продукты и осваивая новые направления, компания улучшит экономические показатели и получит импульс для дальнейшего роста.

При этом мы, конечно, не собираемся изменять нашему традиционному лидерству. И там, где мы сильны, по-прежнему будем поддерживать наработанные компетенции инфраструктурного системного интегратора. Мы по-прежнему будем качественно проектировать и исполнять работы по созданию систем связи, ЦОД, систем хранения. Однако надо сказать, в этой области нет особого подъема и развития, но есть более или менее стабильный спрос, и мы должны отвечать на него своими компетенциями и своими ресурсами.

Мы четко осознаем: для того, чтобы сохранять свои позиции и сохранять доходную часть, необходимо наращивать объемы. И делать это – за счет предложения клиентам чего-то уникального, будь то компетенция или продукт. Нужно также иметь собственные решения. Это позволяет формировать и контролировать их себестоимость, дает возможность выходить к заказчику с более низким по цене, то есть с более эффективным для него предложением.

Перед нами стоит чрезвычайная задача – расти на нерастущем рынке. Но другого пути нет: бизнес, который не растет, умирает. На текущий момент точки роста находятся только в развитии новых направлений, новых продуктов, новых компетенций. Мы этим занимаемся. На нерастущем рынке все должны задуматься об оптимизации собственных ресурсов, и мы постепенно отказываемся от ряда технологических направлений, востребованность которых нашими заказчиками сокращается. Так, мы практически перестали поддерживать компетенцию по традиционным телефонным станциям, уменьшили число специалистов по строительству сетей WAN и LAN. Тех из высвободившихся инженеров, кто захотел и смог, мы переориентировали на решение других задач.

На развитие ИТ в нашей стране мог бы повлиять общий подъем экономики, которого, к сожалению, нет. Любой всплеск в ее реальном секторе приводит к росту обеспечивающих его отраслей, в том числе и к росту ИТ. Другим драйвером ИТ являются национальные программы, такие как «Цифровая экономика РФ». Конечно, здесь очень много окологосударственных игроков – исполнителей, которые в основном участвуют в реализации этих проектов. Тем не менее, само наличие подобных программ стимулирует отрасль. Кроме того, развитие ИТ поддерживает продолжающаяся в какой-то степени модернизация оборонной промышленности, да и нефтегазовая отрасль при стабильных или растущих ценах на углеводороды больше будет инвестировать в информационные технологии.

Полная версия материала