Публикации
Вернуться
«Connect! Мир связи», № 9, 2004

Павел Калист. «Новые горизонты общения: все преимущества корпоративной IP-телефонии»

Павел КалистЭта статья посвящена преимуществам построения корпоративных телефонных систем на базе протокола IP и новым возможностям, которые открываются перед пользователями IP-телефонии.

Корпоративная IP-телефония — это интеграция системы телефонии в корпоративную сеть передачи данных. В простейшем случае система IP-телефонии будет состоять из следующих компонентов:
  • IP-УАТС — сервер обработки вызовов;
  • голосовой шлюз — устройство для подключения к телефонной сети общего пользования (ТфОП) и/или УАТС;
  • IP-телефоны — оконечные устройства с интерфейсом подключения к IP-сети;
  • LAN/WAN — сеть передачи данных, состоящая из коммутаторов и маршрутизаторов с поддержкой функций обеспечения качества обслуживания для передачи чувствительного к задержкам голосового трафика.

Структурная схема системы IP-телефонии представлена на рисунке.

Структурная схема IP-телефонии

Какие же реальные преимущества предоставляет система корпоративной телефонии на базе протокола IP?

Во-первых, общая кабельная инфраструктура для компьютерной сети и телефонной сети. Большинство моделей IP-телефонов оснащено встроенным Ethernet-коммутатором, что позволяет подключить к одному порту коммутатора и IP-телефон, и компьютер пользователя. Таким образом, затраты на построение кабельной инфраструктуры здания снижаются практически в два раза.

Во-вторых, отсутствие потребности устанавливать в каждый из удаленных офисов собственную УАТС либо выносы УАТС центрального офиса.

Для работы IP-телефона необходимо только IP-соединение к серверу обработки вызовов (через WAN-канал связи). При отказе WAN-канала связи функции сервера обработки вызова временно берет на себя маршрутизатор удаленного офиса, и в этом случае связь с центральным и удаленными офисами осуществляется через ТфОП.

В-третьих, сокращение эксплуатационных расходов. Нет необходимости содержать раздельным персонал для администрирования телефонной и компьютерной сетей. Кроме того, благодаря концентрации всех интеллектуальных ресурсов в центральном офисе, обслуживающий персонал в удаленных офисах не требуется вообще.

В-четвертых, сокращение затрат на междугородные телефонные разговоры при объединении офисов в разных регионах в единую корпоративную телефонную сеть. Причем это касается не только IP-телефонии, но и просто Voice over IP корпоративных сетей. Это связано с тем, что пакетная сеть более эффективна с точки зрения использования каналов связи, чем сеть с коммутацией каналов, и, следовательно, дешевле.

Произведем небольшой расчет: стоимость 1 минуты разговора по междугородной связи Москва - Владивосток — 7,2 руб. (около 0,25 долл.). Стоимость передачи 1 Гбайт трафика по сети MPLS/VPN в зону «Дальний Восток» равняется примерно 105 долл. Посчитаем, во что нам обойдется передача трафика, соответствующего одной минуте разговора с использованием кодека G.729. Полоса пропускания для G.729-кодека с учетом всех заголовков (без их компрессии) составит 26,8 кбит/с. Таким образом, за 1 минуту мы передадим 1608 тыс. бит, или 0,000187 Гбайт. Стоимость одной минуты составит 0,019656 долл. В процентном соотношении достигается экономия в 92,22%. Этот расчет, конечно, приблизительный, и в каждом конкретном случае нужно учитывать, что существует абонентская плата за услугу MPLS/VPN, которая, как правило, уже включает предоплату за определенный объем трафика.

В-пятых, наличие дополнительных сервисов, предоставляемых IP-телефонией.

Рассмотрим самые нужные функции для пользователя (перевод вызова, переадресация вызова, организация конференцсвязи, поиск номера абонента по имени и/или фамилии и т. д.). Все эти функции предоставляются и в традиционных телефонных станциях, однако часть из них доступна только на дорогих системных телефонных аппаратах. Что касается аналоговых абонентов, которых, как правило, не менее 90% общего числа абонентов, они тоже имеют возможность использовать ряд этих функций, но для этого необходимо запоминать ряд двухзначных и более кодов. В конечном итоге, только 10% пользователей смогут организовать конференц-связь или осуществить перевод вызова на другого абонента.

Поэтому возникает уместный вопрос: зачем вкладывать деньги в «умную» телефонную станцию и при этом использовать ее возможности на 10%?

Вернемся к системным телефонным аппаратам. Да, они открывают перед нами доступ к этим функциям, но по стоимости они сопоставимы с IP-телефонами. В целом решение на базе IP-телефонии по сравнению с решением традиционной телефонии, включающим 100% системных телефонов, будет дешевле.

В-шестых, возможность тесной интеграции IP-телефонии с приложениями, которые помогают оптимизировать рабочий процесс. Поскольку IP-телефония изначально является приложением, которое работает на сервере в корпоративной IP-сети, то провести интеграцию с прочими приложениями намного проще и дешевле, чем интегрировать традиционную телефонную станцию с теми же приложениями.

Интеграция традиционных телефонных станций с приложениями производится, как правило, с использованием серверов с платами Dialogic, которые по интерфейсам FXCUSDN PRI, ISDN BRI принимают вызовы от телефонной станции и обрабатывают их разного рода приложениями. Такой вариант взаимодействия имеет следующие недостатки:

  • количество одновременно обрабатываемых вызовов ограничено интерфейсами подключения сервера к УАТС. В контексте IP-телефонии сервер приложений, подключенный к сети одним интерфейсом FastEthernet, будет эквивалентен серверу приложений в контексте традиционной телефонии с 1000 FXO портами или 33 ISDN PRI потоками;
  • отсутствует возможность управления телефонной станцией и абонентскими устройствами со стороны сервера приложений;
  • в контексте IP-телефонии нааичие открытых интерфейсов взаимодействия, таких как CTI, TAPI, JTAPI, обеспечивает простоту создания и отладки, что позволяет реализовать эффективные приложения с минимальными затратами.

В качестве примера широко используемых приложений в IP-телефонии можно привести следующие:

  • автосекретарь- приложение, которое встречает приветствием внешний вызов и позволяет с использованием донабора соединиться с внутренним абонентом либо переключиться на секретаря;
  • консоль секретаря — приложение, позволяющее оптимизировать работу секретаря: с помощью удобного интерфейса поиска секретарь может быстро отыскать требуемого абонента, определить состояние его телефонного аппарата и перевести вызов, просто «перетащив» мышкой внешний вызов на данного абонента. Дополнительно можно реализовать распределение нагрузки между несколькими секретарями;
  • набор номера из почтового клиента либо web-интерфейса;
  • IP-контакт-центр - приложение, позволяющее зарегистрировать каждое обращение клиента или партнера, направив его тому сотруднику, который сможет наиболее эффективно его обработать, затем передать обращение по цепочке обслуживания, не теряя информации о нем. Контакт-центр на основе IP позволяет создавать агентское рабочее место на сколь угодно большом удалении от головного офиса, максимально используя ресурсы филиалов.

Необходимо также упомянуть про такой параметр, как доступность. Одна из его составляющих — надежность, определяемая средней наработкой на отказ iMTBF (iMean Time Between Failures). Таким образом, доступность системы телефонии означает вероятность, с которой система будет безотказно работать, а для конечного пользователя — минимальное время неисправности системы в год, в течение которого невозможны новые вызовы или происходит сброс установленных вызовов. Система высокого класса должна обеспечивать параметр доступности равный 99,999%, часто называемый «пять девяток», т. е. простой данной системы составляет менее 6 минут в год. В системе IP-телефонии, как и в традиционных телефонных станциях, уровень доступности повышается с использованием резервирования основных компонентов. Если в традиционной телефонии это резервирование TDM-шины, модуля управления, блоков питания, то в IP-телефонии — не только сервера обработки вызовов, но и компонентов, обеспечивающих взаимодействие IP-телефонов и серверов обработки вызовов — коммутаторов и маршрутизаторов.

Таким образом, чтобы обеспечить доступность «пять девяток» в системе IP-телефонии, необходимо следовать всем рекомендациям (руководствам по дизайну) производителя оборудования как при создании систем IP-телефонии, так и при построении компьютерных сетей высокой доступности.

Новые возможности

Отметим некоторые последние новшества в IP-телефонии, которые существенно расширяют горизонты ее применения.

Video IP-телефония

Одно из новых приложений — Video IP-телефония. Сегодня это приложение наиболее ярко демонстрирует преимущества IP-телефонии перед традиционной телефонией, в которой ничего подобного реализовать невозможно.

IP-УАТС Cisco CallManager начиная с версии 4.0(1) позволяет обеспечить тесную интеграцию между двумя ранее раздельными средствами коммуникаций — телефонией и видеотелефонией. Для формирования изображения на персональные компьютеры абонентов устанавливаются программное обеспечение Cisco VT Advantage 1.0 и специальные USB-видеокамеры. Каких-либо дополнительных затрат на оборудование, программное обеспечение, инсталляцию и обучение технического персонала не требуется. Необходимо лишь подключить USB-камеру Cisco VT Advantage к компьютеру пользователя, использующего Cisco IP-телефон моделей 7940/60/70G и в интерфейсе администрирования Cisco CallManager указать, что этот телефон обеспечивает видеосвязь. Абонент видеотелефонии может использовать удобный интерфейс и все ранее доступные только в стандартной телефонии функции (удержание/возврат вызова, перевод вызова, переадресация вызова и т. д.).

Установление видеотелефонного общения между абонентами реализуется путем обычного набора номера с IP-телефона. Стоимость одного рабочего места, оснащенного Cisco VT Advantage и портативной камерой, составляет 190 долл. (без учета стоимости компьютера и IP-телефона).

Решение имеет повышенную производительность, обеспечивает хорошее качество изображения (до 30 кадров в секунду) и звука. Система способна динамически управлять шириной полосы пропускания в зависимости от загруженности телекоммуникационных линий. Максимально возможная скорость передачи видеоинформации составляет 4,5 Мбит/с.

Для организации видеоконференц-связи в архитектуру Cisco AVVID добавляется устройство Cisco IP/VC серии 3500, которое предоставляет ресурс видеоконференц-сервера и интегрируется с кластером CallManager по протоколам ЗССРлибо Н.323. Устройство Cisco IP/VC 3540 имеет модульную архитектуру и обеспечивает до 140 портов в 48 конференциях (при скорости 384 кбит/с).

Программное обеспечение Cisco VT Advantage протестировано на совместимость с оборудованием ви-деоконференц-связи компании Tandberg. Допустима также интеграция на уровне базовых функций с продуктами других производителей, использующих архитектуру Cisco AWID, например, с системами компании Polycom. Расширенные возможности взаимодействия с решениями третьих фирм дают возможность работать с различными видеотерминалами, поддерживающими распространенный стандарт Н.323.

Безопасность в системе IP-телефонии

Новые средства безопасности, включенные в Cisco CallManager 4.0, расширяют возможности защиты интеллектуальных сетей. В Cisco Call Manager 4.0 используются новые стандартные цифровые сертификаты, подтверждающие достоверность сетевых устройств и защищающие сеть от вторжения хакеров, а также новейшие средства шифрования, обеспечивающие конфиденциальность голосовой связи.

Для повышения защищенности используется также CSA (Cisco Security Agent — агент безопасности Cisco) - решение, позволяющее обеспечить безопасность на нескольких уровнях, включая борьбу с проникновением хакеров в хост-системы, защиту от компьютерных вирусов, целостность операционной системы и др.

Вместо заключения

Почему заказчик по-прежнему останавливает свой выбор на системе традиционной телефонии? Ведь по цене порт в IP-УАТС на порядок ниже порта в традиционной УАТС. Скорее всего, дело в высокой стоимости IP-телефонов по сравнению с аналоговыми телефонами. На это в первую очередь и обращают внимание заказчики. Часто приходится сталкиваться с аргументом, что нецелесообразно оснащать рабочее место слесаря на заводе многофункциональным IP-телефоном. Однако не стоит забывать о том, что существуют голосовые шлюзы с разной плотностью аналоговых портов, к которым можно подключать обычные аналоговые телефоны. Кроме того, если аналоговый телефон реализует функции Caller ID, то некоторые голосовые шлюзы обеспечивают передачу на этот телефон номера и имени звонящего абонента.

Таким образом, общая стоимость владения системой IP-телефонии в течение нескольких лет оказывается если не меньше, то, по крайней мере, сопоставима с общей стоимостью владения системой традиционной телефонной связи.

В настоящее время главная задача, стоящая перед заказчиком систем корпоративной телефонии, заключается не в выборе производителя оборудования, а в том, какого рода телефонию предпочесть: традиционную — и остаться в прошлом веке, либо IP-телефонию — и идти в ногу с современными технологиями.