Публикации
Вернуться
«Connect! Мир связи», № 3, 2006

Дмитрий Сабаев. «ВКС: экономьте время и деньги»

Общение при помощи видеоконференцсвязи (ВКС), когда во время сеанса участники могут не только видеть и слышать друг друга, но также обмениваться данными и обрабатывать их в режиме реального времени, позволяет увеличить эффект восприятия информации до 90%. По этой причине решения ВКС считаются одним из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса и представляют собой качественно новый уровень коммуникаций, объединяя технологические достижения в компьютерной области, телефонии и телевидении.

Тем не менее, в России системы ВКС продолжают оставаться востребованными в основном среди крупнейших компаний и предприятий в корпоративном секторе. В своей статье Дмитрий Сабаев, руководитель отдела мультисервисных сетей INLINE Technologies, подробно анализирует, почему это происходит.

О бизнесе — «не по телефону»

Что же дает предприятию использование ВКС? Реализацию подобных проектов не назовешь дешевой: как правило, инвестиции на развертывание системы составляют десятки и сотни тысяч долларов. Однако в процессе эксплуатации эта «игрушка» довольно быстро начинает приносить организации ощутимую пользу. Видеоконференция создает максимальный эффект живого общения двух и более людей независимо от того, на каком расстоянии они находятся друг от друга: на разных этажах офиса или на разных континентах. Широкая функциональность программно-аппаратного комплекса ВКС позволяет в ходе видеоконференции использовать привычные всем ПК, совместно работать с документами и даже подписывать их, показывать презентации, подключать аудио-, видео- и DVD-устройства, документ-камеры, системы слежения и другое периферийное оборудование.

Эти возможности помогают оптимизировать организационные процессы и структуру коммуникаций внутри компании и существенно повысить продуктивность работы сотрудников.Эффект от внедрения ВКС довольно многогранен, и условно его можно разделить на явный и косвенный. В первом случае речь идет о сокращении материальных затрат, которые легко подсчитать и представить в денежном выражении. Это прежде всего оплата поездок, простоев рабочего времени командированного сотрудника и другие накладные расходы. Косвенный, или неявный, эффект довольно трудно оценить в цифрах, но тем не менее, внедрение ВКС положительно сказывается на имидже и престиже компании, позволяет сократить время принятия решений и оперативного анализа ситуации, расширяет возможности общения руководителя с подчиненными.

Стоит отметить, что на рынке существует ряд альтернативных коммуникационных решений, например селекторная телефония, видеотелефоны, видеосвязь с помощью обычной веб-камеры, установленной на ПК. Но подобные решения, будучи более дешевыми, имеют ряд существенных функциональных и технологических ограничений и, как правило, не обеспечивают высокое качество передачи звука и изображения, что, в частности, негативно отражается на уровне восприятия информации.

Чаще всего проекты реализуются для корпораций и холдингов с разветвленной филиальной структурой или сетью представительств, для торговых сетей, кадровых служб, крупных дистрибьюторских и интеграторских компаний, различных отраслевых предприятий, государственных и образовательных учреждений, органов власти. Иными словами, сегодня системы ВКС могут быть применены практически во всех отраслях экономики и сферах бизнеса.

Издержки роста

Тем не менее, при таких многообещающих возможностях и очевидной эффективности решения ВКС пока не пользуются массовым спросом.

Будем откровенны: системы ВКС пока еще вряд ли могут быть столь же востребованным решением, как, например, системы IP-телефонии. Дело в том, что существует ряд факторов, временно сдерживающих активное распространение систем ВКС в качестве неотъемлемого инструмента бизнес-коммуникаций. Впрочем, они отнюдь не являются фатальными для перспектив систем ВКС, их, скорее, стоит рассматривать как своего рода издержки становления этого молодого сегмента.

Так, в отличие от крупных компаний, интересы средних и малых организаций, а соответственно и направления их инвестиций пока в основном касаются задач первой необходимости, например, построения ИТ-инфраструктуры, сетей хранения данных. В то же время положительным фактором для рынка ВКС является существенный и стабильный рост числа компаний, уже установивших у себя производительные ЛВС или модернизирующих устаревшие. Появившаяся у предприятий современная ИТ-инфраструктура, с одной стороны, требует оправдания вложенных инвестиций и, соответственно, предполагает наполнение ее соответствующими сервисами, а с другой — позволяет компаниям по мере роста искать дополнительные инструменты эффективного управления бизнесом, к которым относятся системы видеоконференцсвязи. Недаром говорят, что внедрение подобного решения – признак успешного и прогрессивного бизнеса.

Другие проблемы ВКС лежат в области технологий. Так, для обеспечения качественной передачи звука и изображения в ходе видеоконференции предполагается высокая скорость передачи, а также обработки (кодирования и декодирования) аудио- и видеопотоков. Впрочем, эта задача легко решается с использованием специализированных программно-аппаратных средств, или кодеков, поставляемых производителями ВКС. Кроме того, активно ведутся разработки в области алгоритмов сжатия передаваемой информации. Пока что наибольшие успехи достигнуты в области сжатия речи – в несколько раз без потери качества. Алгоритм сжатия видеопотока позволит более чем в два раза увеличить использование существующих каналов связи (которые сегодня не удовлетворяют требованиям ВКС), и таким образом существенно компенсирует недостатки инфраструктуры в регионах.

Следует отметить, что нехватка высокоскоростных широкополосных каналов связи все еще остается одной из основных проблем, тормозящих массовое внедрение решений на базе ВКС. Если в Москве и Санкт-Петербурге соответствующие каналы в последние годы стали относительно доступными, появилось новое оборудование, применяются новые технологии, то в других городах текущее состояние и доступность инфраструктуры пока еще не позволяет говорить о широком внедрения ВКС.

Исторически системы видеоконференций развертывались в основном на базе ISDN-сетей. Сегодня в России более приоритетным и перспективным стало использование IP-сетей (локальных и территориально распределенных). Существуют рекомендованные скорости каналов, при которых обеспечивается достаточное качество видеоконференции. При использовании ISDN-сетей их пропускная способность должна составлять не менее 384 кбит/с, а для IP-сетей желательно иметь не менее 768 кбит/с. Пока далеко не любая компания имеет доступ к каналам с такими скоростями. Теоретически можно организовать ВКС и с помощью спутниковой связи, но на практике это, во-первых, неоправданно дорогое удовольствие, а во-вторых, такое беспроводное соединение не обеспечивает требуемую пропускную способность передачи информации.

Стоит упомянуть и о том, что российский рынок ВКС не избалован вниманием со стороны зарубежных вендоров. Подавляющее большинство производителей не спешат открывать в России представительства, вендоры не очень активно занимаются локализацией своей продукции. В этих условиях основные заботы и трудности продвижения решений по видеоконференциям ложатся только на плечи участников канала сбыта, на системных интеграторов.

Впрочем, то, что рынок систем видеоконференцсвязи находится еще в стадии становления, можно понять, когда речь заходит о проблемах имиджа услуг ВКС как таковых. Даже в мегаполисах, где нет особых проблем с доступностью широкополосных цифровых каналов и местные компании могут инвестировать средства в развертывание серьезных систем, в представлении большинства пользователей идея виртуальной групповой видеоконференцсвязи еще выглядит экзотикой и ассоциируется с VIP-услугой. Существующее положение можно объяснить как до сих пор во многом неразвитой культурой корпоративного общения в российских компаниях, так и тривиальной некомпетентностью значительной части потребителей не только в технических аспектах ВКС, но и в ее практической ценности для нужд бизнеса.

Будем терпеливы

По большому счету, становление российского рынка ВКС началось всего пять-шесть лет назад. Если зарубежные поставщики, наконец, обратят на него внимание, это положительно скажется на динамике его развития. Но в любом случае можно утверждать, что в ближайшие годы наиболее активный рост будет происходить в сегменте бюджетных персональных решений типа «точка-точка», и появление сетей мобильной связи с поддержкой передачи видео уже не за горами. А чем дешевле будет эта услуга, тем больше пользователей проявят к ней интерес. Став массовыми в нижнем сегменте, системы видеосвязи прочно войдут в сознание потребителей в качестве повседневного и привычного инструмента общения, и это, безусловно, станет одним из мощных стимулов для последующего развития среднего и верхнего сегментов ВКС.