Публикации
Вернуться
IT News, № 23, 9 декабря 2008

Алексей Забродин: «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией»

Алексей ЗабродинСитуационные центры становятся все более актуальной темой не только для государственных ведомств, но и для коммерческих структур. Свои соображения по этому поводу охотно высказывают даже неспециалисты. Однако, как это часто бывает, то, что на первый взгляд кажется понятным и простым, при рассмотрении с профессиональной точки зрения выглядит гораздо сложнее и глубже. Что же представляют собой ситуационные центры и чем интересна практика их применения? Мы постарались выяснить это в беседе с техническим директором компании INLINE Technologies Алексеем Забродиным.

IT News: Расскажите, пожалуйста, какие задачи решают ситуационные центры?

Алексей Забродин: По представлениям многих, ситуационный центр – это прежде всего большой зал, где множество экспертов, аналитиков и руководителей, расположившись перед гигантскими экранами с диаграммами, документами, видео в реальном масштабе времени и другими изображениями, принимают важные решения. И в реальности все примерно так и выглядит, но это лишь внешняя сторона. Чтобы глубже уяснить, что же такое ситуационный центр, необходимо в первую очередь представлять, для чего он применяется. Частичный ответ содержится в самом названии: ситуационный центр – это место, где группа специалистов по долгу своей службы принимает те или иные решения в различных ситуациях или подготавливает такие решения. Для этой деятельности требуется набор максимально достоверных и в достаточной степени полных исходных данных. А эти данные следует собрать, обработать с помощью апробированных методик и алгоритмов в рамках принятых организацией моделей представить в наглядной форме. Затем уже обработанные данные следует сохранить, обеспечив к ним доступ для использования. Подобная схема применяется практически в любом ситуационном центре. Проще говоря, ситуационный центр призван обеспечить принятие необходимых решений с удовлетворяющей степенью оперативности.

IT News: Какие из известных структур подпадают под понятие «ситуационный центр»?

Алексей Забродин: В первую очередь это такие организации, как Центр управления полетами, Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ, ситуационные центры государственных органов. Но и у торгово-дилинговой службы какого-нибудь финансово-кредитного учреждения тоже имеется такого рода центр, позволяющий ей отслеживать ситуацию на рынках и оперативно принимать необходимые решения. Вообще говоря, любая развитая служба безопасности уважающей себя организации имеет в своем составе своего рода ситуационный центр оперативного слежения за обстановкой на охраняемом предприятии. И примеров тут можно приводить множество, поскольку ситуационным центром в принципе можно считать любой объект, позволяющий получать информацию, обрабатывать ее в рамках модели, отображать в наглядном виде для принятия решения или его подготовки, а также сохранять эту информацию для повторного использования.

IT News: При таком разнообразии применения ситуационные центры, наверное, должны иметь соответствующую «специализацию»?

Алексей Забродин: Совершенно верно. Если не вдаваться в наукоемкие определения и классификации ситуационного и информационного моделирования, такие центры можно разделить на несколько типов в зависимости от их свойств и предназначения. Так, ситуационные центры могут служить: а) для мониторинга или контроля над сложным объектом или системой; б) для функций управления – здесь они нередко выполняют еще и функции контроля; в) для экстренного реагирования – часть таких задач совпадает с задачами центров мониторинга и контроля; г) многоцелевые ситуационные центры комплексного назначения. Можно классифицировать центры по степени оперативности: оперативного управления, аналитические и смешанного типа. Кроме того, различают стационарные и мобильные ситуационные центры, а также комбинированные. Последние состоят из стационарного ядра и мобильных оперативных групп.

IT News: А принципы организации работы в каждом центре тоже разные или строятся по одинаковой схеме?

Алексей Забродин: Внешне ситуационные центры могут выглядеть совершенно по-разному. Одни могут содержать развитые системы отображения информации, например видеостены, другие, напротив, не очень нуждаются в средствах отображения. Тут все зависит от целевой направленности. Объединяет же разные ситуационные центры общая структура, о которой я уже говорил: в любом центре есть подсистемы сбора информации, обработки, отображения, хранения и т. д. Различия же между ситуационными центрами лежат на более глубоком уровне. Так, в системе сбора информации могут присутствовать многие источники как структурированной, так и неструктурированной информации; она может быть уже полностью или частично обработана, а может сохраняться в первозданном виде, как, например, статистические данные прошлых периодов, котировки ценных бумаг, видеоинформация о транспортном потоке, телепередача или какой-нибудь Интернет-портал. Все, повторяю, зависит от направленности конкретного ситуационного центра. Кроме того, есть различия в обработке разного рода информации, причем как в методах и алгоритмах, так и в требованиях к оперативности этой обработки. Например, распознавание государственных регистрационных номеров автомобилей в потоке требует максимальной оперативности, а при анализе телепередач для выявления степени освещения тех или иных процессов в масштабах страны, региона или отдельно взятой отрасли такая скорость обработки не нужна. При этом в обоих случаях будут применяться одни и те же алгоритмы анализа неструктурированных данных, таких как видеоизображения и аудиоинформация.

IT News: Системы отображения информации, видимо, тоже могут сильно различаться?

Алексей Забродин: Конечно, ведь очень часто необходимо предоставить одну и ту же информацию широкому кругу заинтересованных участников. В подобных случаях создаются общие системы коллективного просмотра, такие как видеостены, или отображение производится на больших проецируемых экранах. Если же в центре предполагается персональная работа аналитиков и экспертов, то в нем преобладают персональные системы отображения. Нередко, кстати, в универсальных многофункциональных ситуационных центрах применяются оба варианта. Однако при всем разнообразии ситуационных центров у них немало общих черт. В частности, в большинстве случаев предъявляются сходные требования к надежности хранения огромных объемов информации, к обеспечению доступа, пусть и с различной степенью оперативности. А здесь уже без применения современных технологий, например иерархических систем хранения, обойтись невозможно.

IT News: Может ли предприятие само создать ситуационный центр или ему нужно обращаться к помощи системного интегратора?

Алексей Забродин: Создать современный ситуационный центр без использования высоких технологий сегодня вряд ли удастся. Чтобы в этом убедиться, достаточно перечислить источники, из которых производится сбор информации. Возьмем, например, Интернет. Для того чтобы пользоваться этой сетью, требуется специализированное ПО. Подключение же к различным информационным источникам государственных и коммерческих организаций, например информационным агентствам, невозможно без надежных скоростных каналов передачи данных. Сбор аудио-, видеоинформации нереален без применения цифрового телевидения. В свою очередь обработка информации также базируется на применении специализированного программного обеспечения, например, для распознавания и анализа аудио-, видеоинформации, обработки и анализа связей в слабо связанной информации из социальных сетей, для работы с Интернетом и другими ресурсами. Для всего этого требуется очень большая вычислительная мощность, которую могут обеспечить только современные, правильно спроектированные и созданные информационные системы. Более того, любой ситуационный центр должен быть смоделирован, спроектирован и создан с учетом строгих требований к организации его работы. Все процессы должны быть отлажены и жестко контролируемы.

IT News: И здесь уже, наверное, не обойтись без автоматизации этих рабочих процессов?

Алексей Забродин: Как раз это я и хотел сказать. Нужно принять во внимание разнообразие информации, циркулирующей в рамках ситуационного центра, а также множественность источников ее поступления, иерархию и последовательность коллективной обработки, требования к сохранности и доступности информации и многие другие аспекты. Нельзя также не учитывать постоянный рост объема данных, что выдвигает дополнительные требования к масштабированию всех информационных систем ситуационного центра. Причем зачастую регламентные работы и работы по модернизации должны проводиться без остановки функционирования служб и сервисов центра. Такие задачи на сегодняшний день решаются только с применением систем высокой доступности и систем виртуализации вычислительных систем и систем хранения. Нельзя не сказать и о необходимости создания многоуровневых сегментированных интеллектуальных систем информационной безопасности ситуационных центров и высочайших к ним требованиях. С учетом всего сказанного, думаю, становится совершенно очевидным, что зачастую предприятию или организации практически невозможно своими силами построить и обслуживать системы такого класса сложности, как ситуационный центр. Эту задачу должны решать системные интеграторы, в специализацию и компетенцию которых входит создание и обслуживание подобных систем.

IT News: Каким вы видите развитие ситуационных центров в нашей стране?

Алексей Забродин: Приведу довольно банальное, но от этого, уверен, не менее справедливое утверждение: во все времена сильнее будет тот, кто обладает своевременной и надежной информацией. А с развитием технологий объемы информации в мире неумолимо растут, и она становится все доступнее и сложнее в обработке. Появляются и развиваются новые ее источники, например Интернет, электронные и цифровые средства массовой информации. Растет число социальных и профессиональных сетей, совершенствуются средства электронных коммуникаций, облегчая взаимодействие и вместе с тем порождая большое количество новой информации. Возрастают возможности ее сбора и анализа. Все это очевидные факторы, стимулирующие дальнейшее развитие ситуационных центров. И в этой связи я хотел бы выделить тенденцию к созданию «виртуальных» ситуационных центров как одну из наиболее интересных и перспективных. Представьте себе, что анализировать или управлять надо не реальной, а виртуальной системой или объектом. Необходимо не просто контролировать виртуальность, но и моделировать ее, управлять ею. Как, например, с применением информационных технологий смоделировать ситуацию, которая может возникнуть через десять лет после выборов президента в той или иной стране? Или какие последствия для мировой экономики повлечет неосторожно сказанная кем-то из влиятельных политиков фраза? Какие действия необходимо произвести, чтобы повлиять на общественное мнение в сторону отмены смертной казни в какой-нибудь европейской стране? В виртуальном мире все эти процессы можно моделировать и получать ответы. Что же до отдаленных перспектив, то я вполне допускаю, что ситуационные центры, как и любые другие ИТ-инструменты, в конце концов станут широко доступны, вплоть до уровня персонального «коробочного» продукта, который будет устанавливаться за три минуты с диска, и можно будет «промониторить» общественное мнение о себе в блогах Live Journal или попробовать ответить на вопрос, как завтрашний теплый день повлияет на курс американского доллара по отношению к уругвайскому песо. Вы скажете, это больше похоже на футуристическую шутку, но в наш информационный век, поверьте, все возможно.

IT News: Серьезные виртуальные ситуационные центры должны строиться на основе ЦОД и отдаваться заказчикам для удаленного использования?

Алексей Забродин: Совсем не обязательно, но вполне возможно, и, наверное, так и будет. Но пока еще развитие виртуальных ситуационных центров – это наше будущее. Может быть, это будут коммерческие ситуационные центры с моделями физических процессов, политических перипетий или демографических зависимостей, или каких угодно еще, а может, корпоративные, государственные. Кто знает? Поживем – увидим. В любом случае создание какого бы то ни было ситуационного центра на сегодняшний день является дорогостоящим и сложным в реализации предприятием. Очевидно, что тенденция будет в сторону создания коммерческих ситуационных центров с предоставлением услуг потребителям по наиболее востребованным направлениям.

IT News: Есть примеры передачи на аутсорсинговое обслуживание реальных ситуационных центров?

Алексей Забродин: Конечно, есть. Я бы позволил себе перефразировать вопрос: не передачи на аутсорсинг ситуационных центров, а пользование услугами сторонних ситуационных центров. И примеров намного больше, чем можно представить на первый взгляд. Мы каждый день с с ними сталкиваемся. Мы читаем и смотрим новости, используем в работе и быту аналитические выкладки и материалы множества сторонних аналитиков. А в таких областях, как, например, финансы, немыслима работа без постоянного использования услуг коммерческих аналитических ситуационных центров – все мы хорошо знаем Reuters, Bloomberg. И наконец, прогноз погоды гидрометеоцентра – это тоже услуга ситуационного центра, которой пользуется каждый из нас.

Беседовал Сергей Иванов