Публикации
IT News, № 11, 2019

Андрей Глущенко. «Бизнес уходит в глобальные облака»

Андрей ГлущенкоВ октябре 2019 года стало известно о контракте Microsoft и Пентагона на создание облачной структуры хранения данных. Понятно, что это вовсе не значит, что американские военные намерены перейти в публичное облако. Однако использование облачных технологий такой мощной организацией, как Пентагон, в принципе говорит об их зрелости, о доверии к ним со стороны серьезных заказчиков и о выгоде, которую сулит применение этих решений. И это может подтолкнуть других крупных игроков к более активной миграции на облачные платформы.

По данным Gartner, мировой рынок публичных облачных сервисов сегодня является одним из самых динамичных – с перспективой роста в 2019 году до 214,3 млрд долл., что на 17,5 % больше, чем годом ранее. Примечательно, что быстрее всех растет сегмент инфраструктурных облачных сервисов (IaaS). Так, в 2018 году Alibaba Cloud стала лидером этого сегмента, показав впечатляющий рост – до 92,6 %. В целом же планируется, что рынок IaaS в 2019 году вырастет более чем на четверть: с 30,5 млрд долл. до 38,9 млрд долл.

Иными словами, доля IaaS-решений на рынке облачных сервисов увеличивается по мере того, как компании переносят свою инфраструктуру в облака. При этом сам рынок глобальных облачных услуг явно консолидируется. Так, доля основных игроков – Amazon, Microsoft, IBM, Google и Alibaba – уже достигла 77%, и остальные участники постепенно вытесняются.

Почему крупные мировые компании переходят в облака? Почему не боятся доверять свою информацию глобальным операторам облачных платформ? Ведущие игроки уверяют, что это выгодно. На компанию не ложится груз строительства и обслуживания большого ЦОД: оборудование, энергоснабжение, климатика, персонал, подключение к операторам и точкам обмена трафиком.

Второй главный довод – время. Компания получает экономию за счет гибкости оперирования своей ИТ-инфраструктурой. Ей не надо проводить закупочных процедур, ждать поставки оборудования. В случае если серверные мощности не задействуются, компания просто отказывается от услуги. Проблем с утилизацией – ноль. И компании это используют. Так, Volvo выбирает Azure, а GE переносит свою инфраструктуру на Amazon Web Service.

Кроме того, крупнейшие операторы облачных решений способны предложить свою глобальную инфраструктуру. Например, AWS обладает сетью из более чем 150 ЦОД в 22 регионах по всему миру. И этот аргумент, в частности, стал решающим для глобальной туристической компании Expedia Group.

Еще одно преимущество глобальных облачных решений – защита. Использование решения от поставщика глобальных облачных сервисов чаще всего позволяет повысить уровень корпоративной информационной безопасности. Так, компании Siemens удается обезвреживать 60 тыс. киберугроз в секунду с помощью AWS Machine Learning.

А что насчет проблем? Проблемы, с которыми сталкиваются компании при миграции на облачные платформы, присущи внедрению любого нового технологического решения: дополнительные затраты, изменение бизнес-процессов, создание компетентных команд, которые будут внедрять эти решения. Очевидные же минусы для компаний-заказчиков найти сложно.

Смена тенденции развития ИКТ-отрасли, связанная с миграцией инфраструктурных решений в облака, вызвала спрос на специалистов в сфере облачных технологий: инженеров, архитекторов, причем как у корпоративных заказчиков, так и в компаниях, работающих в B2B-сегменте, включая системных интеграторов. Системным интеграторам приходится приспосабливаться к новым реалиям, и их выручка все больше генерируется за счет услуг, в том числе предоставляемых при миграции инфраструктуры заказчика в облака.

В России в силу внешнеполитических проблем использование отечественными компаниями зарубежных глобальных облачных платформ связано со многими рисками. Но у нас есть и свои крупные операторы: «Ростелеком», #CloudMTS, «Сервионика», DataLine, которые суммарно занимают более 40 % отечественного рынка IaaS примерно в равных долях.

Так что в России тоже возможен бум рынка облачных решений. Согласно исследованию IDC, рынок облачных услуг в 2019 году у нас вырастет на четверть – почти до 1 млрд долл. Таким образом, динамика роста всех облачных услуг предполагается выше общемирового уровня (24 % против 17,5 %), а рост IaaS-услуг должен составить 27 %, то есть практически столько же, сколько во всем мире. Правда, российский рынок не столь консолидирован, и потому сложно сказать, как на нем будет развиваться конкурентная ситуация в дальнейшем. Но те процессы цифровой трансформации, которые проходят сейчас у нас в стране, внушают уверенность в дальнейшем росте сегментов IaaS и облачных серверных платформ (PaaS).