Публикации
«Connect!», № 4, 2013

Настоящее и будущее облачных услуг

 Иван Голенев

В круглом столе, организованном редакцией журнала «Connect!», принял участие начальник отдела инфраструктурных программных решений INLINE Technologies Иван Голенев.

«Connect!»: Каковы сегодня основные движущие силы развития рынка облачных услуг? В свое время аналитики полагали, что такую роль будет играть государственный сектор. Оправдываются ли эти ожидания? Можно ли говорить о повышении уровня доверия государственных структур и бизнеса к облачным сервисам?

Иван Голенев: Стимулом для перевода корпоративных сервисов в облако должен стать, с одной стороны, дефицит квалифицированных ресурсов на ИТ-рынке труда, с другой – стремление к реализации экономически эффективных ИТ-услуг. Зачем, например, каждому ведомству реализовывать систему контроля SLA услуг связи собственными силами, если этот вопрос можно решить на ведомственном уровне и использовать единую систему, чьи результаты измерений принимались бы и оператором, и госорганом.

«Connect!»: Когда предприятие решает переходить к облачной модели, встает задача «бесшовной», незаметной для бизнес-подразделений миграции в облачную среду. Насколько это сложно? Можно ли считать, что интеграторы накопили достаточно компетенций, чтобы успешно решать эту задачу? Какие возможны риски в таком проекте?

Иван Голенев: Если говорить о частном облаке, то сейчас проекты по централизации и миграции ИТ-услуг в дата-центры федерального уровня приобретают все большую популярность среди наших заказчиков. Cистемные интеграторы уже накопили достаточно опыта реализации подобных проектов. Если говорить о публичном облаке, то здесь скорее больше вопросов, чем ответов. Мне кажется, основными ограничениями в ближайшие несколько лет по-прежнему будут качество каналов связи и вопросы обеспечения конфиденциальности информации в подобных средах.

«Connect!»: Поскольку проблема качества ИТ-сервиса важна для любого бизнеса, закономерно возникает вопрос об ответственности. Можно ли утверждать, что возникающие проблемы решаются удовлетворительно? Насколько защищенным сегодня является клиент, получающий облачную услугу, какие он имеет гарантии? Известны ли случаи, когда провайдер понес ответственность за перебои с предоставлением сервисов или нарушение условий SLA? Как выглядит ситуация применительно к частному облаку?

Иван Голенев: Если говорить об ИТ-услугах сервис-провайдеров, то пользователь защищен даже больше, чем в классической модели взаимодействия с ИТ-службой, так как между провайдером и потребителем услуги заключается соглашение об уровне сервиса. В нем прописываются вопросы, связанные с приоритезацией и типизацией запросов от потребителя ИТ-услуги, крайние сроки решения инцидентов, детализированы требования к регламентному времени предоставления услуги и определены санкции за невыполнение требований SLA. Мне известны случаи, когда в договоре с провайдером были прописаны инструменты измерения качества услуги, требования и санкции за несоответствие, например, уровня доступности услуги для потребителя. И результатом стали выплаты неустоек за простои в предоставлении услуги. Но пока такая практика широко не применяется, и успех зависит в большей степени от заказчика: насколько он готов прописать в требованиях к оператору необходимость измерения услуг тем или иным способом.

«Connect!»: Как развитие рынка облачных сервисов способно повлиять или уже влияет на бизнес таких игроков рыка, как интеграторы, дистрибьюторы, реселлеры? На чем они могут зарабатывать в условиях, когда потребитель может получить нужную услугу (инфраструктуру, платформу, «софт») из облака?

Иван Голенев: Возможно, лет через пять системная интеграция не будет доминировать на рынке, а интеграторы перерастут в сервис-провайдеров. Хотя и это, как мне кажется, вопрос выбора заказчиком той или иной услуги для реализации его потребностей. Например, на Западе давно существует так называемые сервис-агрегаторы, которые формируют для заказчика решение из набора услуг, предоставляемых сервис-провайдерами. Такие решение могут быть, например, разделены по отраслям или формироваться под уникальные требования конечного заказчика, как это сейчас происходит сейчас в модели взаимоотношений «вендор – интегратор – заказчик».