Публикации
«Connect! Мир связи», № 3, 2012

Борис Малахов: «Машина времени для руководителя предприятия ОПК»

Борис Малахов

Какая продукция ОПК будет востребована на международном и внутреннем рынках через пять лет? В какие ценовые и геополитические сегменты она попадает? Какими характеристиками должна будет обладать, чтобы быть конкурентоспособной? Ответить на эти и другие вопросы, заботящие руководителей предприятий ОПК, невозможно без использования информационно-аналитических систем, убежден Борис Малахов, ведущий консультант компании INLINE Technologies.

«Connect!»: Мы говорим о прогнозировании на пять лет, видимо потому, что жизненный цикл высокотехнологичной продукции достаточно длинный?

Борис Малахов: Именно. С внедрением высокопроизводительных информационных систем проектирования и управления жизненный цикл продукции сокращается, но все равно это годы, а для некоторых изделий десятилетия. При этом изделия, которые будут выпущены через несколько лет, уже сегодня существуют в виде опытных образцов, либо проектов модернизации существующих, или в виде концепции в различной стадии проработки. И информация об этом вполне доступна благодаря интернет-изданиям, новостным лентам, блогам и, конечно, публикациям военно-аналитических и технических обзоров специализированных агентств. Вот и надо построить такую «машину времени», которая позволит понять, какую продукцию нам нужно выпустить, например, через пять лет и какую продукцию выпустят конкуренты.

Для этого на основе определенных методик строятся зависимости – некая карта в различных системах измерения. По одной оси на нее выводятся показатели, определяющие конкурентоспособность продукции, по другой – ценовые и геополитические параметры рынка. Поскольку уже сейчас потребитель хочет покупать не просто продукт, а продукт с полным жизненным циклом, такую карту следует строить и по самим изделиям, и по комплексному продукту «изделие – эксплуатационный цикл». Причем как по состоянию на сегодня, так и на несколько стратегических периодов планирования.

«Connect!»: Из каких источников можно получить информацию для построения такой карты?

Борис Малахов: Информации о потребительских характеристиках продукции общегражданского назначения достаточно в открытых источниках. Сведения о продукции военного и двойного назначения более закрытые, но существует много неофициальных и неформальных источников. Наконец, эксперты предприятия на основе своего опыта проектирования и разработки, используя сведения об устройстве и конструкции, о последних научно-технических достижениях, могут оценить и рассчитать прогнозные показатели новой конкурирующей продукции. Главная проблема в том, что исходные данные для такого анализа разрозненные, неполные и почти всегда представлены в слабоструктурированном виде.

Массив неструктурированных данных невозможно обработать вручную никаким разумным числом экспертов-аналитиков, нужна информационно-аналитическая система. Такие системы уже появились и используются во многих отраслях.

«Connect!»:Следовательно, информационная система – это основной инструмент экспертно-аналитического подразделения?

Борис Малахов: Такая система непрерывно проводит мониторинг и обработку неструктурированной информации: «просматривает» тысячи сайтов, десятки каналов ТВ, «читает» материалы в заданных файловых хранилищах и выдает эксперту только то, что касается, например, тем «конкурирующая продукция», «новые технологии», «научные и технические достижения». Система генерирует короткие и понятные дайджесты и раздает их экспертам согласно их компетенциям. Если необходимо, эксперт может «извлечь» исходный текст или ролик, сохраненный системой, получить необходимые числовые и качественные показатели, внести их в справочник моделей конкурирующей продукции. Если данных не хватает, эксперт может запросить у конструкторского подразделения их прогноз – оценку или расчет значений показателей на основе представленных данных.

«Connect!»: Чем полезна информационно-аналитическая система для руководителя предприятия ОПК?

Борис Малахов: На карте позиционирования руководитель предприятия может увидеть в разрезах различных показателей прогноз расположения перспективных изделий и разработок в конкурентных и ценовых группах на ближайший и отдаленный периоды. По мере продолжения работы экспертов с системой эти прогнозы будут уточняться в автоматизированном режиме. Таким образом, для руководителя будущее предприятия станет предсказуемым и в какой-то степени управляемым.