Как прикоснуться к облакам? Особенности внедрения и использования облачных технологий
На вопросы круглого стола, проведенного журналом «Connect! Мир связи», ответил начальник отдела вычислительных систем компании INLINE Technologies Максим Ковалев.
«Connect!»: Каковы мотивы и бизнес-задачи, способные подвигнуть предприятия и компании перейти к использованию облачных технологий по моделям частных и гибридных облаков? Если возможно, приведите примеры из российской практики.
Максим Ковалев: Как показывает практика, реальных мотивов внедрения новых технологий всего два – экономия затрат и освоение выделенного бюджета. Предприятия и организации в зависимости от типа собственности могут руководствоваться обеими причинами либо определить превалирующую для конкретного периода.
При этом и тот, и другой мотив подвигает предприятие к развитию информационных технологий, что дает ему возможность, даже если целью является освоение бюджета, предложить своим заказчикам новые услуги, а своему предприятию – повысить качество информационных сервисов и предложить новые. Если целью является экономия затрат, то облачные технологии позволяют, в дополнение к хорошо известным возможностям технологий виртуализации по оптимизации затрат, перейти к модели «ИТ как услуга». Услуга характеризуется рядом параметров, что позволяет выбрать оптимального поставщика данной услуги и в конечном счете снизить затраты на нее. Внедрение модели самообслуживания потребителей услуг ИТ в облаке дает возможность уменьшить затраты организации на собственные ИТ-службы. Самообслуживание в облаке позволяет также существенно ускорить развертывание новых сервисов, что ведет к быстрому реагированию на нужды бизнеса и соответственно к получению конкурентных преимуществ.
Сейчас в нашей стране успешно реализовано большое количество проектов по виртуализации вычислительной инфраструктуры, в том числе и нашей компанией. В частности, для ГК «Ростехнологии» в рамках построения новой ИТ-инфраструктуры мы создали и внедрили в эксплуатацию две виртуальные фермы с более чем 50 физическими серверами.
Виртуализация систем хранения данных в российских компаниях тоже активно проводится, хотя таких проектов меньше, чем проектов по виртуализации вычислительных ресурсов. Построение облачных инфраструктур является новой темой для российского бизнеса. Как ко всему новому, интерес к ней большой, но реальных проектов мало.
«Connect!»: Насколько успешно складывается диалог между заказчиком с учетом многообразия аспектов и уровней восприятия темы облачных технологий, а порой и излишне свободного «жонглирования» терминами? Какие особенности подготовки и реализации проектов, связанных с внедрением облачных технологий, вы могли бы отметить?
Максим Ковалев: Совершенно справедливо отмечено, что различные аспекты темы облачных технологий воспринимаются неоднозначно разными участниками процесса подготовки и реализации проектов. В частности, встречается мнение, что облако – это «сильно виртуализированная» ИТ-инфраструктура. На самом деле, как неоднократно упоминалось в публикациях, это новый вид аутсорсинга, внутреннего или внешнего. Ключевое понятие в облачных технологиях – сервис: услуга, которая оказывается потребителю со стороны облака. Существуют различные типы этой услуги, которыми пользуются разные потребители в конкретном заказчике. К сожалению, пока далеко не все сервисы, требуемые заказчику, настолько хорошо стандартизированы, ясно описаны, однозначно измеримы, чтобы их можно было продавать как, скажем, электроэнергию или воду.
Например, достаточно сложно формализовать услугу типа «корпоративная электронная почта» – разные пользователи будут ожидать от нее разный набор сервисов. Для успешной реализации проекта, связанного с облачными технологиями, нужно в первую очередь определить и детально описать сервисы, которые будут размещаться в облаке, и проверить готовность бизнес-подразделений к переходу на сервис-ориентированную модель потребления ИТ-услуг. Не исключено, что это потребует реорганизации бизнес-процессов у заказчика.
«Connect!»: Очевидно, что в условиях жесткого контроля расходов на ИТ осуществить модернизацию имеющейся инфраструктуры для перехода к использованию облачных технологий в состоянии позволить себе далеко не все. Какой путь с технологической точки зрения может проделать компания, чтобы относительно безболезненно перейти к облачным технологиям? Какие услуги или помощь в этом могут быть оказаны заказчику, чтобы минимизировать возможные риски?
Максим Ковалев: В условиях жесткого контроля расходов на ИТ практически невозможно перейти к новым технологиям революционным путем, что неоднократно происходило во времена «мягкого» контроля расходов. Сейчас и вендоры, и системные интеграторы, и провайдеры облачных услуг говорят своим заказчикам об эволюционном пути перехода к облачным сервисам. Он характеризуется двумя основными признаками: практически незаметной для пользователей информационных сервисов сменой инфраструктуры этих сервисов и переводом в облако в первую очередь менее приоритетных для заказчика сервисов.
Обеспечение незаметности для пользователей смены инфраструктуры может быть достигнуто, например, путем двухэтапной миграции: сначала физического сервера в виртуальный, потом перемещения виртуального сервера в частное или публичное облако. Такую услугу мы предлагаем своим заказчикам, и несколько проектов сейчас находится в стадии активного обсуждения. Кроме того, наша компания, имея большой опыт проведения НИР, НИОКР и концептуального проектирования, предлагает заказчикам проведение обследований бизнес-процессов и информационных систем. Результатами обследования являются вывод о целесообразности переведения конкретных сервисов в облако и рекомендации по порядку такого перевода. В ходе обследования бизнес-процессов эксперты проверяют готовность заказчика к переходу на сервис-ориентированную модель потребления ИТ-услуг и при необходимости дают рекомендации по модернизации бизнес-процессов.
«Connect!»: Насколько готовы к работе в облачной среде корпоративные бизнес-приложения, многие из которых создавались без учета облачной перспективы? Каковы перспективы стандартизации и унификации услуг и решений в области облачных технологий?
Максим Ковалев: Большое количество корпоративных бизнес-приложений технологически уже сейчас готово к переводу их в облачную среду. Подтверждением этого является постоянно растущее число успешных проектов по виртуализации информационных сервисов. Так, например, только за последний год наша компания успешно завершила проекты по виртуализации у пяти заказчиков из различных отраслей экономики. Другая сторона вопроса в том, что облачные технологии – это услуга. Одна из основных черт любой услуги – понятные и для поставщика, и для потребителя характеристики услуги и зависящая от них цена. В этом плане ситуация не настолько хороша, как в плане технологическом. Сейчас есть различные программные средства, позволяющие измерить ряд инфраструктурных характеристик, таких, как процессорное время, объем трафика, использованная память. Однако для пользователя корпоративного сервиса нужны другие характеристики, имеющие отношение непосредственно к сервису, например время отклика и количество одновременных запросов пользователей для корпоративного web-сайта. Эти сервис-ориентированные характеристики пока стандартизованы не по всем видам корпоративных сервисов, и не для всех таких характеристик существует ПО биллинга, которому доверяют и поставщик, и потребитель услуги. Стандартизация характеристик и разработка ПО биллинга –вопросы достаточно близкого времени, поскольку на рынке уже сейчас есть сформированная потребность в таких продуктах. Соответственно, на имеющийся спрос скоро появится множество предложений.