Алексей Забродин: «Главное - потребности преобразовывать в требования к СЭД»
CNews: Как развивался в 2009-2010 гг. российский рынок СЭД, по вашим наблюдениям? Какие тенденции доминировали?
Алексей Забродин: За последние два года рынок СЭД, на мой взгляд, не снизил темпы своего развития, как это предвещали многие аналитики. Напротив, рынок стал серьезнее с точки зрения подходов к внедрению систем электронного документооборота. В меньшей степени по сравнению с прошлыми годами предприятия и организации строили или развивали подобные системы «для галочки», все чаще ожидания от внедрений были сфокусированы на реальных результатах.
CNews: Кризис, по мнению аналитиков, спровоцировал снижение спроса на СЭД в наиболее пострадавших от экономических потрясений отраслях. В какой степени эти вертикальные рынки вернулись сегодня к докризисному уровню спроса?
Алексей Забродин: Я уже отметил, что не совсем согласен с утверждением о падении спроса на СЭД. Хотя не отрицаю, что в кризис какие-то организации перестали развивать СЭД, не получив ожидаемого положительного результата от его внедрения. Другие компании посчитали реализацию СЭД-проектов преждевременной, сопряженной с высокими рисками, они побоялись вызвать дополнительную демотивацию персонала перестройкой организационных процессов. Но подобные примеры говорят, скорее, о незрелости самих компаний, об их неготовности использовать СЭД, они не характеризуют общеэкономическую ситуацию.
С другой стороны, многие высокопрофессиональные команды в продвинутых компаниях стремились использовать и развивать инструменты СЭД в полной мере - для повышения качества собственной работы, снижения издержек, повышения конкурентоспособности. Такие игроки получили очень высокую отдачу. Общеизвестное утверждение о «кризисе в головах» в данном случае вполне уместно.
CNews: Как кризис изменил расстановку сил на российском рынке СЭД? Тактика каких игроков оказалась наиболее успешной?
Алексей Забродин: Как всегда, в тяжелые времена побеждает тот, кто работает профессионально. В такие периоды не остается места халатному отношению к делу и безразличию к его результату. При этом неважно, на какой платформе и с использованием каких инструментов строит свои решения та или иная ИТ-компания. Не имеет значения, российского или зарубежного производства эти продукты. Важны подходы к ведению проектов, профессионализм ее команды и готовность заказчика к преобразованиям. Такая тактика всегда приносит плоды.
Вместе с этим нельзя не отметить, что в последние годы часть ИТ-компаний ушла с рынка СЭД, поскольку не концентрировалась на этих решениях, занималась ими в фоновом режиме и, очевидно, не смогла выдержать конкуренции. Это закономерно: серьезные результаты могут быть достигнуты лишь компаниями, выбирающими качественные решения и уделяющие достаточное внимание их продвижению.
CNews: Как изменились за последнее время требования госзаказчиков к внедряемым СЭД? Какие возможности систем имеют большую значимость для этих организаций?
Алексей Забродин: Для госзаказчиков наиболее значимым в системах электронного документооборота является понятие документа как набора достоверной информации с доказанным авторством на всех этапах его жизненного цикла. Это накладывает на СЭД определенные требования. Кроме того, в государственных структурах иные, чем в коммерческих компаниях, требования к защите информации (иногда даже в ущерб иной функциональности). Встречаются также более жесткие требования со стороны госсзаказчиков к платформе СЭД на базе СПО. Можно долго перечислять отраслевые и иные особенности групп заказчиков, но самое главное – вовремя выявлять эти нюансы и преобразовывать их в требования к создаваемым СЭД.
CNews: Какой новой функциональности СЭД ожидают сегодня от поставщиков подобных решений отечественные заказчики, на ваш взгляд?
Алексей Забродин: Отечественные заказчики практически ничем не отличаются от зарубежных. Однако российское законодательство в области защиты информации и традиции выстраивания деловых процессов в нашей стране диктуют свою специфику построения СЭД.
Говоря о требованиях заказчиков к новой функциональности, нельзя не отметить ожидания большей свободы в интеграции с другими системами автоматизации. Помимо этого, заказчики стремятся сегодня к использованию общекорпоративных мастер-справочников и, вместе с этим, к большей четкости и определенности в формализации процессов, которые автоматизирует СЭД. Сколько бы ни говорили отдельные производители СЭД об «универсальных» или «гибких» процессах, сегодняшний день диктует иные требования, на мой взгляд. Не универсальные процессы нужны заказчикам, а специализированные: не гибкие, а адаптируемые. Это очень важно.
Нельзя также не отметить еще одно существенное требование, которое в последнее время все чаще выдвигают заказчики. Это мобильность, возможность выполнения задач независимо от места и времени. Такова современная тенденция развития любого типа производства во всех отраслях: больше товаров и услуг за меньшее время - в любой ситуации.
CNews: На каких новых продуктах и услугах, связанных с автоматизацией документооборота, акцентировала внимание ваша компания в 2009-2010 гг?
Алексей Забродин: Конечно, мы фокусировались на востребованных рынком услугах, о которых я уже рассказал. Добавлю только, что все большую актуальность в последнее время приобретают услуги управленческого консалтинга и долгосрочного сопровождения СЭД. Заказчики все меньше стремятся самостоятельно выполнять всю работу по внедрению таких систем. Все чаще к ним приходит понимание того, что не только бизнес формирует функциональное наполнение системы автоматизации, но и системы автоматизации дисциплинируют бизнес.
CNews: Какие тенденции будут определять развитие рынка СЭД в ближайшей перспективе?
Алексей Забродин: Рынок СЭД в ближайшее время будут формировать повышенные требования к строгой формализации, точности и выверенности автоматизации деловых процессов, защите информации, консолидации данных, глобализации справочников и их управлению, мобильности и независимости функционирования от внешних условий, интегрированности в общую информационную среду.
В дальнейшей перспективе эти требования приведут к существенным изменениям в СЭД по сравнению с сегодняшними типовыми представлениями. Эти системы станут чаще переноситься во внешние публичные или специализированные дата-центры. Благодаря криптографическим средствам защиты и развитым коммуникациям, СЭД будут доступны в любое время и в любой точке мира. Возможно, мы откажемся от построения единичных СЭД, а будем создавать новые отраслевые, региональные или глобальные сервисы документооборота, которые будут предоставляться заказчикам как услуга.
CNews: Спасибо.