Публикации
«Сети и системы связи», специальный выпуск, 2004

Владимир Варивода: «Живой организм интеграторского бизнеса»

Интервью с Владимиром Вариводой, генеральным директором компании INLINE Technologies.

CCC: Можно ли сегодня говорить о реальной востребованности ИТ российскими предприятиями?

Владимир Варивода: Сейчас тема взаимоотношений бизнеса и ИТ носит отнюдь не абстрактный характер, она уже весьма актуальна. Не секрет, что годовые ИТ-бюджеты крупнейших российских компаний измеряются десятками миллионов долларов, а в отдельных случаях счет уже идет и на сотни миллионов. Более того, суммы ИТ-бюджетов нередко становятся значительными даже у компаний среднего масштаба. Руководители предприятий, конечно, должны понимать, на что эти деньги расходуются и как ими правильно распорядиться в будущем. При этом во главу угла ставится экономический эффект от внедрения ИТ. На данный момент корпоративные заказчики уже в состоянии самостоятельно оценить, сколько стоит производительность инфокоммуникационной системы и ее масштабирование, какова будет упущенная прибыль, если внедрение проекта затянется, или во что обойдется компании вынужденный простой из-за сбоев в работе системы.

CCC: Какие основные факторы влияют на рост интереса заказчика к совершенствованию его ИТ-инфраструктуры?

Владимир Варивода: Существует две категории заказчиков, и у каждой свое отношение, свои требования к ИТ-инфраструктуре. Первая категория клиентов — банки, биржи, финансовые институты, телекоммуникационные компании. Для них информационные системы (ИС) — это средства производства, вещь насущная, необходимая. Вторая категория клиентов — предприятия, на которых основными средствами производства являются конвейеры, домны, буровые вышки. Понятно, что для этой группы заказчиков ИТ — вещь в известной степени вторичная. Однако законы развития бизнеса, в том числе и ИТ, для обеих категорий одинаковы.

Во-первых, ИТ-индустрия развивается быстро, и темпы ее развития опережают темпы развития других отраслей. С одной стороны, ИС усложняются и становятся более дорогими, а их возможности часто превышают потребности остальных отраслей. Однако, с другой стороны, такой прогресс формирует и новые потребности. Корпоративный заказчик научился смотреть на несколько лет вперед и прогнозировать свои ИТ-потребности с учетом дальнейшего роста бизнеса.

Во-вторых, после 1998 г. начался подъем российской экономики. Многие фирмы укрупнились и расширили свой бизнес. Вместе с этим выросли и их потребности в мощных информационных системах. Причем сказанное относится как к частным, так и к государственным предприятиям.

Наконец, в-третьих, информатизация стала органичной составляющей практически любого бизнеса, проекты стали более сложными, более разнообразными с точки зрения предлагаемых решений.

Сегодня наличие современной и правильно спроектированной ИС, в основе которой лежит ИТ-инфраструктура, сформированная на основе глубокого анализа бизнес-процессов, является одним из важнейших факторов, обеспечивающих высокую конкурентоспособность компаний и стабильность их работы. Как показывает мировой опыт, грамотное применение ИТ способствует повышению управляемости бизнеса, росту производительности и снижению затрат.

CCC: В какой мере Inline Technologies испытывает на себе конкуренцию со стороны западных компаний, предоставляющих услуги системной интеграции на российском рынке?

Владимир Варивода: Могу с уверенностью сказать, что сегодня растет доверие заказчиков к отечественным компаниям и увеличивается спрос на их услуги. При этом мы видим, что, столкнувшись со сложными задачами, клиенты все чаще поручают их решение одному подрядчику — опытной компании, способной предоставить широкий спектр услуг и хорошо знающей российскую специфику. Поэтому я надеюсь, что и в дальнейшем заказчик будет выбирать интегратора из российских компаний и не в последнюю очередь благодаря лучшей адаптированности их бизнеса к отечественным реалиям и более низкой стоимости их услуг.

Тем не менее мы внимательно наблюдаем за деятельностью в России таких компаний, как Alcatel, IBM Siemens, Sun и некоторых других. И тот факт, что сейчас многие из них стремятся переносить свой интеграторский бизнес в Россию, в обозримой перспективе, конечно, может повысить их конкурентоспособность на отечественном рынке.

CCC: Какие тенденции на рынке проектов в телекоммуникационной отрасли, по вашему мнению, заслуживают наибольшего внимания?

Владимир Варивода: По нашим наблюдениям, в последние годы у разных операторов, будь то «Связьинвест» или компании поменьше, обозначилась явная тенденция к построению централизованного органа управления всей инфраструктурой предприятия связи (филиал оператора или МРК в целом), который обеспечил бы качественный технологический и финансовый контроль за работой всех подразделений оператора. На опыте реализации проектов для таких крупных предприятий, как ВГТРК, ОРТ, «Рткомм», МТТ, «Сибчеллендж», «Совинтел», «Комбеллга», «Голден Телеком», «Телмос», «Роснет» и других, мы убедились, что уровень их бизнеса требует от системного интегратора создания такой технологической основы, с помощью которой компания могла бы с максимальной эффективностью решать свои оперативные и стратегические задачи, исключив потери прибыли и сохраняя контроль над деятельностью предприятия. Именно поэтому в настоящее время мы вместе с нашими партнерами предлагаем на российском рынке современные интегрированные системы поддержки эксплуатации сетей (OSS) с высокой степенью защиты создаваемых инфокоммуникационных структур.

CCC: Какие еще решения ваша компания представляет на рынке телекоммуникаций?

Владимир Варивода: Мы предлагаем широкий спектр полнофункциональных телекоммуникационных решений на основе перспективных и традиционных технологий для операторов связи, крупных и средних корпораций, промышленных предприятий, финансового сектора и государственных учреждений. При этом мы предоставляем заказчикам полный комплекс услуг по созданию и сопровождению развитой телекоммуникационной инфраструктуры. И на данный момент в рамках выставки «Связь—Экспокомм'2004» мы предлагаем решения, ставшие за последние годы насущно необходимыми для операторов. Это и Softswitch Class 5, и IP-видеотелефония, и WiFi/HotSpot Roaming, и системы OSS. Мы также представляем новую версию АСР «Билл-Мастер», в которой заложены более гибкие механизмы тарификации и значительно расширен инструментарий по конфигурированию сервисов.

Хочу подчеркнуть, что все представленные на выставке решения нашли применение в наших проектах и работают на сетях многих заказчиков.

CCC: Как организовано ваше взаимодействие с операторами связи?

Владимир Варивода: Строительство оператором связи мультисервисных сетей следующего поколения дает толчок к созданию нового набора «интеллектуальных» сетевых услуг. Экономический эффект такого сотрудничества очевиден. Он достигается в результате повышения эффективности использования самой сети и ее наполнения новыми сервисами. Если сетевой функционал всегда был предметом заботы самих операторов, то его сервисное наполнение является главной бизнес-задачей поставщика услуг или контент-провайдера. Наша задача как интегратора — помочь оператору соединять эти два процесса, разрабатывать и внедрять такие проекты, которые помогли бы ему стать для своих абонентов поставщиком всех видов услуг, в том числе «интеллектуальных».

CCC: При реализации сложных телекоммуникационных проектов важно учитывать интересы всех его участников. Как вы этого добиваетесь?

Владимир Варивода: Работая над любым проектом, Inline Technologies прежде всего придерживается принципа индивидуального подхода к клиенту. Еще один принцип, которым мы руководствуемся, — это стремление создать единую команду, состоящую из сотрудников нашей компании, представителей фирмы — производителя оборудования, поставляемого в рамках проекта и, конечно же, представителей самого заказчика, что позволяет в короткие сроки добиться оптимальных результатов с максимальным учетом особенностей бизнеса телекоммуникационной компании и ее партнеров. Разумеется, такая схема может работать только при совпадении интересов всех участников данной цепочки «производитель — интегратор — оператор — абонент». На практике же этого порой достичь нелегко. В частности, взаимопониманию могут помешать неправильный расчет прибыли, ожидаемой от внедрения проекта, различные цены на оборудование и другие факторы. Кроме того, неизбежно возникающие противоречия между одновременным внедрением телекоммуникационных и информационных сервисов могут привести к неоправданному удорожанию услуг в целом.

Понимая это, мы стремимся прогнозировать возможные конфликтные ситуации и заранее находить пути их обхода. Мы также оказываем помощь заказчику в выборе оптимального для его проекта оборудования и в разработке новых услуг. Соблюдение интересов заказчика при реализации проекта является приоритетом для нас. Ведь в конечном счете именно это станет гарантией максимального сохранения проектных инвестиций и последующего роста прибыли оператора.