Публикации

Вадим Тулинов. ««Билл-Мастер» как индикатор потребностей рынка»

Для многих людей со стороны понятие «биллинг» неразрывно связано с рынком сотовой телефонии. Однако на самом деле применение биллингового ПО гораздо шире. Бурное развитие технологий VoIP, прежде всего IP-телефонии, и существенный рост конкуренции в области конвергенции услуг передачи голосовой и цифровой информации привели к ужесточению требований для операторов по гибкости, масштабируемости и производительности систем учета потребляемых услуг и выставления счетов. И сегодня автоматизированная система расчетов (АСР), определяющая объем и периодичность потребления услуг, а также позволяющая автоматически выставлять счета потребителям, необходима для полноценной работы любого телекоммуникационного предприятия, будь то Интернет-провайдер или оператор традиционной телефонии.

В этих условиях преимущество имеют те разработчики АСР, которые реализуют в своем ПО идею так называемого конвергентного биллинга, то есть биллинга, обеспечивающего тарификацию и учет разнообразных сетевых сервисов, а не только услуг мобильной связи. Соответственно, для многих российских крупных и средних операторов конкурентным преимуществом стало использование именно таких систем, поскольку они позволяют унифицировать биллинговую платформу для различных по своей природе сервисов, а также оптимизировать затраты на их развертывание, эксплуатацию и поддержку.

Ориентируясь на эту категорию заказчиков, компания INLINE Technologies предлагает конвергентную АСР «Билл-Мастер» уже около 4 лет. За это время нами было осуществлено более 70 инсталляций как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. По традиции, все изменения, которые проводятся в новых версиях системы, изначально имеют договорную основу, то есть являются ответом на реальные потребности наших клиентов. И в этом смысле по усовершенствованиям, которые отличают одну версию «Билл-Мастер» от другой, можно судить как о появлении новых тенденций на рынке телекоммуникаций, так и об эволюции потребностей операторов связи.

Если рассматривать чисто внешние изменения версии «Билл-Мастер» 3.0, то это прежде всего значительно переработанный дизайн интерфейса как в клиентской части, так и в администраторской. Так, например, дальнейшее развитие получили функции администрирования, касающиеся роли операторов и сотрудников, которые будут выполнять те или иные действия в рамках «Билл-Мастер». Изменена и организация данных внутри системы, что позволило значительно повысить общую производительность биллинга.

Надо отметить, что производительность, а также точность биллинга всегда являлись одними из основных характеристик АСР. При этом в последние годы в связи с увеличением роли биллинговых систем в деятельности операторов связи все большее значение стали приобретать инструменты, позволяющие повысить гибкость предоставляемых сервисов. Также большое внимание операторы уделяют теперь и средствам, с помощью которых телекоммуникационная компания может оперативно реализовывать новые формы привлечения и удержания абонентов, например, за счет разработки более привлекательных (а следовательно, более разветвленных) тарифных планов.

Эти тенденции в новой версии в полной мере отражает присутствие в АСР «Билл-Мастер» модуля интеллектуальной платформы выбора услуги — SSG (Service Select Gateway). Вообще говоря, этот модуль используется и в более ранних версиях системы, однако в версии 3.0 он получил дальнейшее развитие.

По нашим оценкам, присутствие модуля интеллектуальной платформы выбора услуги в биллинговой системе вообще уникально для российского рынка. Между тем, функционал SSG позволяет клиенту, не устанавливая никакого дополнительно ПО, кроме стандартного браузера, авторизоваться в системе и получить не только доступ к предопределенным услугам, но и выбирать дополнительные сервисы из списка, который предлагает оператор связи. Шлюз заказа сервиса позволяет пользователям самостоятельно выбирать различные услуги (в частности, подключаться к VPN- или Интернет-сервисам, использовать технологии электронной коммерции и видеоконференцсвязи), а также регулировать скорость доступа к данным услугам и качество обслуживания. Соответственно, если у клиента пропускная способность канала составляет, например, 64 Кбит/с, то он легко может выбрать услугу расширения канала до 128 Кбит/с, при этом «Билл-Мастер» пересчитает стоимость этой услуги и автоматически спишет соответствующую сумму со счета этого клиента.

Таким образом на базе модуля SSG операторы могут обеспечивать очень высокую гибкость предоставляемых сервисов вплоть до создания интерактивных порталов с новыми видами услуг и возможностями, обеспечиваемыми системой биллинга. Мы видим, что подобный подход к предоставлению услуг очень перспективен, и обязательно будем его развивать в дальнейшем.

Другой плюс использования SSG заключается в возможности создавать высокомасштабируемые сети на достаточно дешевом оборудовании и организовывать своего рода центры авторизации в рамках сети. Возьмем, например, сеть, построенную на 2-м и 3-м уровнях. Вообще говоря, на коммутаторах, не обладающих определенным уровнем «интеллекта», невозможно обеспечить точное определение, что за пользователь вошел в сеть. Соответственно, не получится реализовать и функционал авторизации. Благодаря же наличию SSG в системе «Билл-Мастер» это вполне возможно.

Не менее значимым для повышения гибкости предоставляемых сервисов в версии АСР «Билл-Мастер» 3.0 стало дальнейшее развитие подсистемы тарифных планов. В частности, теперь ее возможности позволяют использовать так называемый накопительный счет, а также счетчики от различных услуг. Эти функции могут быть востребованы, когда необходимо организовать скидку по одному виду услуг в зависимости от объема оплаты клиентом другого вида услуг. В качестве примера можно привести начисление скидки на пользование IP-телефонии по достижении определенного количества звонков по какому-либо направлению и в зависимости от определенного объема трафика. Обновленный модуль тарификации АСР «Билл-Мастер» позволяет формировать очень гибкие планы с развитыми возможностями по определению критериев предоставления скидок.

Из других важных изменений, которые коснулись АСР «Билл-Мастер», стоит отметить полноценную реализацию идеи виртуального биллинга. Надо сказать, что это понятие до сих пор является довольно новым для отечественного рынка, и подобные возможности пока еще используются в очень немногих АСР. Смысл его состоит в том, что оператор связи может предоставлять полноценный биллинг своим партнерам и филиалам фактически на правах аренды. Филиал оператора может использовать тот же биллинг, что и в головной организации, и между ними может происходить взаиморасчет.

Преимущества виртуального биллинга достаточно значимы как для операторов, так и для пользователей его услуг, особенно с учетом того, что сейчас активно начинают развиваться домашние сети. К выгодам, которые получают филиалы и партнеры оператора, можно, например, отнести нулевое администрирование клиентских рабочих мест и низкие требования к их аппаратному обеспечению (в частности, в отношении серверных платформ), а также наличие единой иерархической базы данных по всем пользователям.

Выгоды очевидны и для конечных пользователей, поскольку за счет виртуального биллинга для них обеспечивается минимальная стоимость вхождения в информационную систему, так как в этом случае саму биллинговую систему покупать не требуется. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию затрат на поддержку ПО.

Еще одной особенностью новой версии является появление в АСР «Билл-Мастер» модуля инвентаризации, позволяющего учитывать как логические, так и физические ресурсы сети. Эти функции обычно являются составной частью систем поддержки эксплуатации (OSS), однако специалистами INLINE Technologies этот модуль был специально разработан для АСР «Билл-Мастер».

По нашим оценкам, необходимость включения такого функционала в биллинговую систему назрела давно. Подсистема инвентаризации ресурсов очень востребована нашими клиентами, и благодаря ей оператор может увидеть, какое оборудование установлено, какие порты активны, какие неактивны, кто к ним подключен, свободные ли они. Можно даже организовать вокруг этой сети определенную зону покрытия для конкретного абонента. Эта возможность может быть актуальной, когда клиент обращается в компанию, имеющую крупную домовую сеть с просьбой подключить его к определенной точке доступа. В этом случае оператор имеет возможность посмотреть, есть ли свободная точка доступа на данном объекте, есть ли свободные порты. Также можно определить возможность протягивания кабеля до данной квартиры. Иными словами, с помощью модуля инвентаризации ресурсов можно заранее устанавливать точки, а потом оперативно оценивать их состояние и отвечать клиенту, возможно ли предоставление услуг доступа или нет.

Конечно, на рынке нет одинаковых систем, и каждая система имеет свои особенности. В некоторых системах больше развит функционал взаимодействия с партнерами, другие больше ориентированы на тарификацию голосового трафика. Биллинг INLINE Technologies всегда развивался прежде всего в направлении реализации новых услуг, предоставляемых оператором. На сегодня АСР «Билл-Мастер» позволяет тарифицировать практически все виды услуг в области телекоммуникаций и связи, за исключением разве что сотовой телефонии. Этой стратегии конвергенции биллинга INLINE Technologies намерена придерживаться и в дальнейшем для того, чтобы обеспечивать любых операторов связи теми биллинговыми инструментами, которые наиболее адекватно отвечают их текущим и перспективным потребностям.