Публикации
«Intelligent Enterprise/Russian Edition. Корпоративные системы», специальный выпуск № 4, 2004

«Интеллектуальная» система компании «Юнимилк»

Распределенная структура организации, увеличивающийся парк вычислительной техники и программного обеспечения — все это рано или поздно ставит зрелую компанию перед выбором решения по управлению всей ИТ-инфраструктурой. Компания «Юнимилк», специализирующаяся на производстве и продаже молочных и кисломолочных продуктов, не стала исключением. Руководство компании давно задумывалось о разработке системы управления информационными ресурсами, но решающим фактором стало внедрение ERP-решения Axapta, которое вывело информационную систему компании на качественно новый уровень. Требовался инструментарий, который позволял бы эффективно управлять процессом эксплуатации имевшейся в компании ИТ-инфраструктуры. После долгих поисков решения и проведения тендера по выбору программных средств было решено внедрять продукты IBM Tivoli, а к реализации проекта привлечь специалистов компании INLINE Technologies.

Оптимальное сочетание параметров

INLINE Technologies видела свою задачу в том, чтобы не просто поставить систему, а разработать алгоритмы вторичной обработки информации, которая поступает в систему, сделать систему максимально интеллектуальной. «Главная проблема в том, что каждый заказчик понимает процесс эксплуатации по-своему. Поэтому не всегда система эксплуатации ИТ-средств оптимальна, — говорит руководитель отдела систем хранения и обработки данных INLINE Technologies Евгений Иванилов. — Сначала мы с заказчиком пытаемся разобраться, насколько организация эксплуатации соответствует современному уровню требований. Как эталонную модель мы используем библиотеку ITIL».

При этом предприятие может и не принимать предложения поставщика, а настаивать на своих моделях эксплуатации. «В результате получается некое компромиссное решение (часть рационального зерна идет от ITIL, а что-то от самого заказчика), т. е. вырабатывается модель эксплуатации, которая устраивает заказчика, — продолжает Евгений Иванилов. — К системам управления нельзя относиться так же, как к программным средствам типа операционной системы рабочих станций. Ведь мало их просто поставить, нужно четко понимать, как интегрируется все в комплексе и как работает. Самые большие проблемы у заказчика возникают после инсталляции, когда выявляются нестандартные ситуации, присущие данному заказчику. Поэтому систему требуется настроить таким образом, чтобы она давала именно ту информацию, которая необходима для заказчика». Для этого необходимо четко определиться, где грань нормальной работоспособности той или иной системы и где черта недопустимого. Определить оптимальное сочетание параметров — в этом и состоит, по мнению специалистов INLINE Technologies, основная трудность. Следующий шаг — это автоматизация уже описанных процедур.

Выбор решения и ход проекта

Предпроектная работа как обязательный элемент заняла в «Юнимилке» около месяца. Уточнялись цели и задачи проекта, определялась методология эксплуатации, шло знакомство поставщика услуг с «внутренним миром» заказчика. На основании результатов обследования был разработан проект, который согласовывался со специалистами «Юнимилка».

Самые важные первичные задачи проекта, которые определили специалисты компании «Юнимилк», — процедуры мониторинга и управления конфигурациями, а также управление системами хранения. Поэтому за основу системы специалисты INLINE Technologies предложили взять программные средства Tivoli. «Чем привлекателен Tivoli? — комментирует Евгений Иванилов. — В первую очередь, Tivoli покрывает весь комплекс задач, касающихся организации эксплуатации ИТ. В нем есть группы модулей, которые обеспечивают безопасность, мониторинг, настройки, работу с конфигурациями, управление конфигурациями, а также работу с системами хранения. И все завязано в единый комплекс. Кроме того, Tivoli позволяет строить огромные распределенные комплексы, а для нашей страны это актуально. В Tivoli довольно детально продумана работа системы управления, как с операционной точки зрения, так и с точки зрения безопасности. По сути дела, это система автоматизации эксплуатации ИТ-инфраструктуры в крупных масштабах».

Задачи компании «Юнимилк» решал комплекс, состоящий из Tivoli Monitoring, Tivoli Configuration Manager, Tivoli Storage Manager и Tivoli Storage Resource Manager. Традиционно использовались продукты Tivoli Enterprise Console, на которых интегрируется вся первичная информация, поступающая от систем. Также в Tivoli Enterprise Console входит Tivoli Netview, обеспечивающий мониторинг вычислительной сети (включая все, что в нее подключено). «Enterprise Console — это тот инструмент, который обеспечивает не только накопление информации от всех остальных, но и вторичную обработку, — говорит Евгений Иванилов. — Встроенный в эту систему инструмент корреляции событий позволяет создавать алгоритмы для эффективной локализации неисправностей. И у заказчика не болит голова о том, как сопоставлять события и делать выводы. По сути дела, это даже не инструмент корреляции событий, а инструмент анализа причинно-следственных связей».

После утверждения проекта специалисты INLINE Technologies приступили непосредственно к внедрению. Надо отметить, что пилотной части проекта не проводилось. После инсталляции и работ по настройке последовал этап сдачи. «Как правило, крупные системы не сдаются в один день, только месяц они находятся в режиме тестирования, — рассказывает Евгений Иванилов. — В течение месяца опытной эксплуатации заказчик смотрит на результаты, на решения возникающих проблем».

Для того чтобы специалисты «Юнимилка» могли эффективно эксплуатировать и самостоятельно поддерживать новый программно-аппаратный комплекс, в рамках проекта в учебном центре IBM было проведено обучение работе с продуктами Tivoli трех специалистов заказчика. «Как правило, заказчики более эффективно обучаются в процессе работы с нашими специалистами, — говорит Евгений Иванилов. — На стенде в нашей лаборатории мы моделируем структуры заказчиков и проводим практическое обучение их специалистов. Мы не учебный центр, но такой тренинг позволяет получить больше результатов, чем прослушивание недельного курса».

Сложности реализации проектов

Нет сомнения в том, что без взаимопонимания, скоординированной работы на каждом из этапов компании — поставщика услуг и ее заказчика невозможна успешная реализация проекта. Как отмечают специалисты INLINE Technologies, высокий уровень специалистов «Юнимилка» значительно облегчил работу по проекту.

К сожалению, нередки случаи, когда основной проблемой при реализации проектов по внедрению информационных систем управления является недостаточная квалификация специалистов заказчика. Более того, их нежелание работать с такими средствами автоматизации. Часто специалисты ИТ-службы заказчика просто не приемлют никаких нововведений. И это объясняется тем, что при появлении «интеллектуальных» систем девальвируется само понятие «уникальности» того или иного специалиста, сотрудники становятся легко заменяемыми, поскольку выстраивается четкая система отношений, которая регламентируется инструкциями, все очень прозрачно и ясно.

К этому стоит добавить и частое нежелание руководства выделять средства на автоматизацию. Его приходится убеждать, связывая результаты бизнеса с внедрением каких-либо модулей или подсистем. «Когда разговариваешь с заказчиком, его могут убедить только экономические показатели, — говорит Евгений Иванилов. — Доказывать руководителю компании то, что автоматизация процессов облегчит жизнь ИТ-отделу, зачастую бессмысленно».

Планы

В общей сложности реализация проекта в «Юнимилке» заняла четыре месяца. Внедрив Tivoli, компания получила эффективный инструмент управления ИТ-инфраструктурой. Возросли такие показатели, как доступность, оперативность, управление системами backup обеспечило надежное хранение данных и в случае аварии их гарантированное восстановление. Если говорить о внешней стороне дела, то система дала возможность получать отчеты, позволила руководству отслеживать, как работает ИТ-служба, управлять ресурсами, т. е. планировать расходы на содержание ИТ и его модернизацию.