Публикации
«Intelligent Enterprise», спецвыпуск № 2, 2005

Объединение отделений Пенсионного фонда

Общая программа Пенсионного фонда, охватывающая всю территорию Российской федерации, предполагает создание единой интегрированной ИТ-инфраструктуры для передачи, обработки и хранения данных. В рамках этой программы в Кировском, Пензенском, Тамбовском и Ульяновском отделениях Пенсионного фонда требовалась единая информационно-телекоммуникационная инфраструктура, которая позволила бы вести документооборот и решать определенные проблемы при проведении персонифицированного учета граждан в автоматизированной информационной системе. В конкурсах областных отделений Пенсионного фонда по созданию сети передачи данных победила компания INLINE Technologies.

Решение

Корпоративные сети передачи данных во всех перечисленных отделениях Пенсионного фонда создавались на базе оборудования Cisco Systems. Общая схема обмена данными для автоматизированной информационной системы соответствует типовой организационной структуре отделений Пенсионного фонда. Центральный узел мультисервисной сети типа «трехуровневая звезда» обеспечивает взаимодействие между региональными и районными серверами баз данных, а также доступ с удаленных рабочих станций на местах к системе персонифицированного учета.

Проект по созданию корпоративной сети передачи данных для Пенсионного фонда Тамбова стал первым из перечисленных. Затем последовало Кировское отделение, потом Пензенское и, наконец, Ульяновское. Каждый из четырех проектов был разбит на этапы и длился около года. «Этапы проектов были обусловлены отчасти финансированием со стороны Пенсионного фонда, отчасти сложностями, возникавшими с каналами операторов связи», — поясняет руководитель отдела мультисервисных корпоративных сетей компании INLINE Technologies Дмитрий Сабаев. Первым этапом было формирование ядра — центрального узла в областном центре (в Кирове, в Пензе и др.). Вторым — развертывание узлов по региону, в городах, в рабочих поселках, там, где есть отделения Пенсионного фонда.

На сегодняшний день созданная в областных отделениях Пенсионного фонда РФ сетевая инфраструктура обеспечивает рассылку информационных сообщений, обмен файлами, факсимильными сообщениями и сообщениями электронной почты, синхронизацию географически распределенных баз данных, удаленный доступ к базам в других подразделениях фонда. Кроме того, можно вести телефонные переговоры на базе технологии передачи голосового трафика VoIP с реализацией единого номерного поля для всех узлов. Сеть обеспечивает защищенный централизованный доступ к услугам Интернет. Информационный обмен осуществляется в основном по протоколам TCP/IP, а также по протоколам SNA и IPX.

В корпоративной сети передачи данных в областных отделениях Пенсионного фонда создана система централизованного контроля состояния всего телекоммуникационного оборудования сети и проведения дистанционного изменения параметров работы. Центр управления состоит из системы управления сетью на базе ПО Cisco Works, позволяющего пользователю получать всю информацию о динамическом состоянии систем, статистические данные и все данные о конфигурации маршрутизаторов, коммутаторов, концентраторов и серверов доступа Cisco. Другие компоненты системы управления — оборудование стыковки с локальной сетью и системы мониторинга сети на базе ПО HP OpenView.

«При построении сети передачи данных для Пенсионного фонда каждого из регионов было полностью применено новое оборудование, за исключением, может быть, существовавших уже у заказчика УАТС, — рассказывает Дмитрий Сабаев. — Эти телефонные станции мы расширяли до требований, которые были необходимы Пенсионному фонду». Чтобы повысить эффективность реализации проектов, при создании в отделениях сети передачи данных сформировали рабочие группы в составе специалистов INLINE Technologies и сотрудников областных отделений фонда. Это, по словам представителей компании-исполнителя, помогло избежать многих трудностей в реализации проектов, так как дало возможность сотрудникам государственной организации получить необходимые навыки, повысить уровень своих знаний.

В целом все четыре проекта реализовывались по похожему сценарию. Разница состояла лишь в том, как использовались каналы связи. Приходилось подстраиваться под специфику оператора того или иного региона, использовать соответствующее оборудование. Что касается операторов, то это вообще отдельная история. «Сегодня российские реалии таковы, что зачастую в том или ином регионе страны не присутствует какого-либо оператора связи, а если он и присутствует, то не предоставляет требуемых услуг, — говорит заместитель управляющего директора компании INLINE Technologies Максим Голубь. — Именно это в основном и тормозило реализацию проектов. Приходилось ждать, пока оператор будет готов. Если бы выполнение задачи зависело только от интегратора, то проект выполнялся бы гораздо быстрее, в течение нескольких месяцев».

Проекты в Тамбовском, Кировском, Пензенском и Ульяновском отделениях Пенсионного фонда продолжают развиваться. По словам представителей INLINE Technologies, у фонда уже есть идеи по наполнению сети новыми услугами и сервисами, предоставляющими еще большую гибкость для пользователей. В частности, это может быть организация центра по приему вызовов от населения.

Плюс один

В настоящее время компания INLINE Technologies реализует еще один проект по построению сети передачи данных для Пенсионного фонда, на этот раз для Тверского отделения. Данный проект отличается от вышеописанных тем, что вся сеть построена с использованием IP-телефонии. «Если ранее в корпоративных сетях для передачи голоса использовались телефонные станции, то в данном проекте мы ушли от обычных телефонных станций и используем IP-телефонию в полном объеме, — поясняет Дмитрий Сабаев. — Сегодня в Тверской области строится одна из самых крупных распределенных корпоративных IP-сетей в России с применением IP-телефонии. Технология передачи голоса поверх IP более современна и гибка, поэтому и процесс внедрения идет быстрее и проще, чем тогда, когда работать приходится с АТС».

Тверскому отделению Пенсионного фонда было предложено несколько вариантов построения сети передачи данных, в том числе и с применением традиционных АТС различных производителей. Экономические расчеты показали, что дешевле будет внедрять IP-телефонию. Связано это с разницей в совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой при различных вариантах построения сети телефонной связи заказчика в течение нескольких последующих лет.