Публикации
«Connect! Мир связи», № 6, 2005

Владимир Варивода: «Мы готовы создавать бизнес-планы для заказчиков»

Владимир ВариводаИнтервью с генеральным директором компании INLINE Technologies Владимиром Вариводой.

«Connect!»: Каковы ваши впечатления от выставки? Не изживает ли она себя, как считают некоторые специалисты?

Владимир Варивода: Говорить о том, что «Связь-Экспокомм» себя изживает, на мой взгляд, было бы несерьезно. Выставка из года в год отличается высокой посещаемостью и размахом. Кроме того, это один из немногих телекоммуникационных форумов, от которого мы постоянно имеем практическую отдачу.

Другое дело, что в нынешнем виде «Связь-Экспокомм» существует уже 17 лет и, наверное, просто уже приелась и участникам, и посетителям. В этом смысле ей не помешал бы дополнительный импульс. Его могут придать, например, новые услуги для участников или изменение формата выставки, которые помогли бы ей выйти на качественно иной уровень.

По моему мнению, на сегодняшний день «Связь-Экспокомм» является наиболее крупным форумом в России в области высоких технологий, как по масштабам экспозиции, так и по своей многопрофильности. Уже сейчас список участников постоянно расширяется в немалой степени за счет компаний из сфер бизнеса, непосредственно с телекоммуникациями не связанными. По этой причине актуальным становится вопрос о некотором перепозиционировании выставки и увеличении в ней компьютерной составляющей. Подобные изменения, на мой взгляд, с одной стороны, соответствовали бы современным тенденциям конвергенции телекоммуникационных и компьютерных технологий, с другой — могли бы привлечь внимание к «Связь-Экспокомму» таких компаний, как IBM, HP, Sun Microsystems и других лидеров мирового ИТ-рынка, работающих в России.

Кроме того, уже назрела необходимость четкого разделения на выставке сфер В2В и В2С. Согласитесь, очень тяжело вести деловые переговоры с партнерами на стенде, где по соседству гремит музыка, танцуют приглашенные исполнители, а ведущие проводят массовые конкурсы. Разделение необходимо проводить уже сейчас — например, отводить для экспонентов разной направленности разные павильоны, чтобы участники не мешали друг другу работать.

«Connect!»: Что вы представили на «Связь-Экспокомме-2005», какие новинки появились по сравнению е прошлым годом?

Владимир Варивода: В этом году список наших решений для операторов связи пополнился такими инновационными решениями, как платформа jNETx для разработки и доставки NGIN-сервисов. Эта платформа позволяет создавать современные услуги передачи голоса и данных для провайдеров любых типов услуг связи, включая сотовую связь, фиксированные конвергентные сети, VoIP, WLAN и NGIN.

Есть новинки и в области обеспечения сетевой безопасности операторов, например система защиты от распределенных атак на отказ в обслуживании (DDoS) на базе программного и аппаратного обеспечения Cisco Systems. На наш взгляд, оно может стать очень полезным для операторов, поскольку позволяет не только создавать эффективную защиту от широкого спектра DDoS-атак, включая наиболее изощренные их варианты, но и организовать дополнительные услуги защиты трафика для абонентов, создавая тем самым дополнительный источник дохода.

Кроме того, у нас расширился ассортимент систем поддержки эксплуатации (OSS), в частности, за счет таких решений, как Viziqor AsurИТi и MetaSolv Service Activator. Первое из них позволяет операторам организовать систематический процесс упреждающего устранения возможных потерь дохода в процессе обработки трафика, а второе представляет собой одно из лучших решений для автоматического конфигурирования услуг и их реализации на уровне сети. Представили мы и новую версию нашей АСР «Билл-Мастер», в которой дальнейшее развитие получили возможности реализации конвергентного биллинга и инвентаризации ресурсов подключения абонентов. Также заслуживает внимания система управления услугами и трафиком приложений. Максимальную отдачу от нее могут получить провайдеры услуг связи, эксплуатирующие сети с большими объемами Интернет-трафика и операторы широкополосного доступа.

Следуя формату выставки, в этом году мы представили и ряд коммуникационных решений для обеспечения деятельности корпоративных заказчиков. В первую очередь это масштабируемые решения в области сетевой и информационной безопасности с развитыми возможностями по авторизации и управлению политиками информационной безопасности. Кроме того, мы организовали демонстрацию возможностей корпоративной видеоконференцсвязи на базе протокола IP — это решение сейчас весьма востребовано на рынке.

По сравнению с прошлым годом мы расширили свои возможности в области систем управления, и в рамках «Связь-Экспокомм-2005» представили комплексную систему по управлению ИТ-инфраструктурой, ресурсами и сервисами на базе IBM Tivoli, Micromuse и Smarts, которая позволяет автоматизировать процесс предоставления услуг ИТ внутри корпорации, а также обеспечить централизованное управление этой деятельностью со стороны ИТ-подразделения крупного предприятия или специализированной ИТ-компании.

Еще одной инновацией являются системы управления знаниями, и в этой области наиболее перспективным решением мы считаем корпоративные информационно-аналитические системы на базе ПО Convera. Данные системы предназначены для решения широкого круга задач, включая организацию корпоративных порталов, создание распределенных электронных архивов, отслеживание, поиск и анализ неструктурированной информации для обеспечения информационной безопасности и конкурентной разведки.

Отдельно хочется упомянуть о наших новых направлениях в области услуг. Мы активно предлагаем для операторов связи консалтинговые услуги, и доля этой составляющей в наших проектах в последнее время существенно увеличилась. В частности, сегодня мы готовы на базе накопленного опыта формировать новые услуги для заказчиков телекоммуникационных компаний и составлять для них законченный бизнес-план по таким услугам с анализом финансов, маркетинга, возможных изменений за определенный период. И если заказчик сочтет необходимым, мы готовы брать на себя техническую реализацию этих планов, предоставляя, таким образом, провайдерам услуг связи инфраструктуру телеком-сервисов «под ключ».

В корпоративном сегменте мы готовы разрабатывать бизнес-ориентированные концепции по реализации новых возможностей в области ИТ, адаптируя их в соответствии с особенностями бизнеса конкретных заказчиков. И точно так же готовы брать на себя полную ответственность за реализацию этих проектов.

«Connect!»: Каким должен быть системный интегратор сегодня на российском рынке?

Владимир Варивода: Отмечу два основных принципа, на которых мы строим свой бизнес в области системной интеграции. Прежде всего, наша стратегия на рынке предполагает отказ от всеохватности. Мы выбрали для себя несколько целевых технологических сегментов, в каждом из которых стараемся предложить решения и услуги, позволяющие претендовать на лидерство на рынке. Такими сегментами для нас являются, например, корпоративные мультисервисные сети, системы обработки и хранения данных, инфраструктурные и интеллектуальные решения для обеспечения деятельности операторов связи, системы управления и ряд других.

Вместе с тем мы стремимся обладать наиболее полной компетенцией в вопросах генерального подряда, чтобы на основании своего опыта и лидерства в целевых сегментах методологически грамотно реализовывать крупные комплексные проекты. В спою очередь, эта методология включает и обеспечение поставок, и организацию взаимодействия с подрядчиками, и привлечение субподрядчиков, и многое другое. У нас уже накоплен успешный опыт подобной деятельности, и мы намерены активно развивать это направление.

По нашему мнению, умение качественно осуществлять функции генерального подрядчика является одним из важнейших достоинств профессиональной компании в области системной интеграции. Это, если хотите, и есть наше представление об идеальном интеграторе. И именно к такому идеалу мы стремимся в своей работе.

«Connect!»: Как вы выбираете вендоров, решения которых затем представляете на российском рынке?

Владимир Варивода: Одним из главных принципов, которым мы руководствуемся в этом вопросе, является стремление полностью отвечать за предлагаемые решения и технологии, используемые при реализации проектов. В частности, по этой причине при формировании портфеля решений мы доверяем в первую очередь своему профессионализму.

Прежде чем сформировать какое-либо новое решение или комплекс решений для заказчика, мы в течение полугода или года придирчиво выбираем потенциальных вендоров. В противном случае готовое решение, будучи предложено заказчику и допущено к участию в тендерах, скорее всего, окажется неконкурентоспособным, и наша работа будет просто провалена.

К отбираемым вендорам мы предъявляем очень жесткие требования для гарантированного обеспечения конкурентоспособности их продуктов. В компании INLINE Technologies существует специальная методика отбора, которая включает и анализ эффективности продуктов и технологий, и их практические испытания в нашей лаборатории и на специализированных стендах, и анализ условий работы с вендорами по таким параметрам, как финансирование и цены, лояльность к партнерам, гибкость и т. д.

Хочу также заметить, что работу по отбору вендоров мы ведем постоянно, стремясь предвосхищать появление новых потребностей у наших заказчиков. Например, в результате подобного подхода за последний год нам удалось расширить ассортимент наших решений за счет продуктов и технологий таких инновационных компаний, как CheckPoint, Convera Technologies, jNETx, MetaSolv, Viziqor Solutions и др.

«Connect!»: Какие проблемы телекоммуникационной отрасли удалось решить в нашей стране за прошедший год и какие, на ваш взгляд, по-прежнему актуальны?

Владимир Варивода: Честно говоря, мне сложно судить о том, какие проблемы испытывают, например, операторы по обслуживанию своих клиентов, поскольку я могу судить об этих вещах лишь косвенно, на основании динамики спроса наших заказчиков на те или иные услуги и решения. Нам не пришлось столкнуться с тем, чтобы на пути реализации тех или иных планов операторов связи появлялись какие-то проблемы.

Более того, на мой взгляд, телекоммуникационная отрасль являет собой пример грамотного баланса интересов бизнеса и государства, чего так недостает многим другим областям экономики. А это, в свою очередь, является залогом отсутствия принципиальных проблем развития отрасли.

Судите сами, с одной стороны, даже с учетом стремительного роста потребности в средствах и системах связи на рынке стабильно существует своевременное и адекватное предложение со стороны производителей и операторов. И Министерство информационных технологий и связи даже на фоне высокой степени контроля рынка через различные законы, распоряжения и инструкции не зажимает инициативу игроков рынка, позволяя им и развиваться, и обслуживать своих клиентов, я бы сказал, даже в проактивном режиме. Иными словами, отрасль развивается, и ей не то чтобы не мешают, но даже в некотором смысле помогают.

Если же говорить о проблемах, то они, скорее, носят объективный характер. Так, до сих пор остается актуальной тема внешнего финансирования телекоммуникационных проектов, поскольку сегодня в России механизм проектного финансирования работает не в полном объеме. И хотя предлагаемый объем финансирования, может быть, и достаточен, на рынке явно не хватает инвесторов с низкими ставками по кредитам. Они доступны прежде всего для крупных компаний, для остальных телекомоператорон проектные займы остаются пока слишком дорогим удовольствием. Отсюда вытекает такая острая проблема, как недофинансирование малых и средних телекоммуникационных компаний.

«Connect!»: Эта проблема не может быть решена за счет поглощения крупными компаниями более мелких?

Владимир Варивода: Вряд ли. Дело в том, что всегда останутся некрупные нишевые операторы, особенно в регионах. Кроме того, по мере возникновения новых технологий и сервисов для конечных заказчиков на рынке неизбежно будут появляться новые операторы. Практика показывает, что при выходе практически любой новой услуги или перспективной технологии, особенно массовой (например, WiFi, WiMAX или VoIP в недавнем прошлом), обязательно появляются новые телекоммуникационные компании, специализирующиеся в этом направлении. И это нормально и даже хорошо для рынка, поскольку те же крупные операторы впоследствии могут снижать свои риски, покупая целиком бизнес успешной небольшой инновационной компании и реализуя данную услугу или технологию в гораздо большем масштабе. Но у начинающих компаний проблема привлечения внешнего финансирования на начальной, самой ответственной стадии, как правило, стоит очень остро.

Впрочем, корни этих проблем лежат вне телекоммуникационной отрасли, поскольку связаны и с особенностями российского финансового рынка, и с инвестиционной привлекательностью нашей экономики в целом. Другое дело, что телекоммуникационные компании могли бы способствовать улучшению ситуации, более плотно взаимодействуя с финансовыми институтами, которые ориентируются в своей работе именно на отрасль связи. Кроме того, внутри телекома крупные игроки могли бы инициировать создание подобных институтов для адекватной оценки и реализации возможностей проектного финансирования.