Публикации
«CIO», № 6, 2006

Сергей Крюков: «Банки – локомотив автоматизации»

Сергей Крюков

Банки всегда считались наиболее передовыми и восприимчивыми потребителями информационных технологий. Многие решения начали завоевание рынка, доказав свою эффективность именно в банках. Об особенностях внедрения информационных технологий в банковском сегменте мы беседуем с управляющим директором компании INLINE Technologies Сергеем Крюковым.

CIO: Сергей, какие задачи в области информационных технологий стоят в настоящее время перед банками?

Сергей Крюков: Банки традиционно выступают в роли своеобразного локомотива автоматизации. Они одними из первых занялись построением собственной ИТ-инфраструктуры и внедряли наиболее передовые инфраструктурные решения. Правда, на начальном этапе речь шла в большинстве случаев о «кусочной» автоматизации, что приводило к разрозненным закупкам техники и программных продуктов. Это было оправданно на этапе, когда требовалось автоматизировать многие банковские операции в сжатые сроки.

Сейчас этот этап завершился, в основном вся инфраструктура в банках создана. Теперь в большинстве своем банки не ставят задачу приобрести самую современную технику, а стремятся оптимизировать то, что уже есть. Это касается не только технических, но и программных средств. Сегодня многие банки имеют или разрабатывают стратегии в области информационных технологий, реализация которых рассчитана на несколько лет.

Другая отличительная особенность сегодняшнего дня заключается в том, что банки всерьез подошли к проблеме автоматизации своих бэк-офисов. И это касается прежде всего внедрения аналитических программ, помогающих банкам расширять спектр предоставляемых услуг и повышать их качество. Также активно банки начали внедрять специализированные программные продукты для совершенствования собственной «хозяйственной» деятельности. Я имею в виду системы управления информационными ресурсами, например IBM Tivoli, системы Service Desk, биллинговые программы.

Таким образом, можно говорить о том, что сегодня банки стали более четко планировать свою деятельность.

CIO: Звучит несколько парадоксально…

Сергей Крюков: Действительно, все говорит о том, что банки, как ни странно, только сейчас начали профессионально подходить к информатизации своей деятельности. И все же в сравнении с предприятиями других отраслей банки по-прежнему являются пионерами автоматизации. Так, они одними из первых начали внедрять у себя системы поддержки пользователей, системы удаленного управления территориально распределенными офисами и их ИТ-инфраструктурой. Все это помогает оптимизировать инфраструктуру, минимизировать время и затраты на ее обслуживание. Кроме того, руководство банков стало понимать, что для управления корпоративными сетями лучше прибегать к аутсорсингу. При этом речь идет об аутсорсинге не только инфраструктуры, но и приложений. Понятно, что не все можно отдать в чужие руки. Однако обслуживание POS-терминалов и банкоматов, а также поддержку своих телекоммуникационных сетей банки охотно передают на аутсорсинг.

Так что по-прежнему банки являются застрельщиками нового этапа автоматизации.

CIO: Можно ли говорить о том, что политика информационной безопасности в банках должна быть гораздо жестче, чем на обычных предприятиях? В чем эта «жесткость» должна проявляться?

Сергей Крюков: Само понятие «безопасность» за последнее время претерпело существенные изменения. Прежде всего, это задача стала комплексной, и ее нельзя ограничить только мерами по физической защите банка или мерами по предотвращению от несанкционированного проникновения в информационную банковскую систему.

Широкое распространение онлайновых услуг и распространение информационных сетей привело к тому, что банки усилили внимание к проблемам безопасности, и что вполне естественно, к безопасности информационной. Повторю, сегодня, как правило, речь идет о внедрении комплексных решений. Тем более что такого рода решения входят в стандартный набор предложений практически всех крупных интеграторских компаний.

К безопасности относится и защита от возможных перебоев с электропитанием. После печально известного энергетического кризиса в Москве перед банками остро встал вопрос об обеспечении электробезопасности информационных систем. Сейчас во всех банках устанавливают дизельные генераторы. И это несмотря на то, что, скажем, для зданий, расположенных в центре Москвы, подобные решения вызывают много проблем административно-технического характера.

CIO: Какие из существующих сегодня банковских решений наиболее востребованы? Какие бизнес-задачи они призваны поддерживать?

Сергей Крюков: Сейчас наибольшей популярностью пользуются системы интернет-банкинга. Кроме того, банкам, ориентированным в основном на розничный рынок, приходится уделять большое внимание внедрению специальных клиенто-ориентированных услуг. Каждое второе решение, которое сегодня заказывают банки, включает в себя построение контакт-центра. Для банков с разветвленной филиальной сетью предлагаются решения по построению систем видеоконферец-связи. Довольно активно внедряются различные офисные приложения, ориентированные на обслуживание розничных клиентов банка.

Постепенно завоевывают популярность порталы. И это несмотря на то, что по-прежнему некоторые руководители банков считают, что портал – это всего-навсего сайт банка. Заказчиков, которые понимают, что портальная технология представляет удобный и эффективный инструмент, в который можно встроить все существующие приложения, интегрируя их между собой, не так много. Однако эта проблема довольно типична для всех рынков, а корни ее следует искать в недостаточной технической квалификации бизнес-менеджеров. Нередко они довольно слабо представляют, как ту или иную технологию можно использовать в бизнесе.

Одна из главных сложностей при работе с банковскими структурами (впрочем, во многих других отраслях дело обстоит так же) заключается в отсутствии общего языка между ИТ-специалистами и бизнес-менеджерами. А ведь все недопонимания сказываются на конечном результате! Довольно часто мы оказываемся в ситуации, когда после долгой и продолжительной разработки того или иного решения выясняется, что бизнес хотел совсем другого, а ИТ-специалисты и руководители не смогли должным образом трансформировать требования бизнеса на язык ИТ, и наоборот.

В результате, несмотря на то, что в последнее время проводилось очень много тендеров на создание порталов для банков, назвать действительно успешные проекты в этой области довольно сложно.

Я уже упоминал о системах управления ИТ-инфраструктурой. Сегодня в банковском сегменте данные решения являются одними из наиболее востребованных. Дело в том, что набор приложений, с которыми работают сотрудники банков, растет как снежный ком. И становится все труднее определять, почему в том или ином случае возникают сбои. Сейчас появились специализированные программы, которые позволяют показать, как работает конкретное приложение и что надо сделать для того, чтобы оно работало лучше. Такие программы находят ошибку, определяют, чем она вызвана – плохими ли каналами или неправильной настройкой сервера, и даже помогают в ее устранении. Здесь можно назвать программные продукты IBM Tivoli, Managed Objects, Veritas.

Все более и более завоевывают рынок решения по интеграции бизнес-процессов и приложений. Это объясняется тем, что их применение позволяет быстро продемонстрировать эффективность работы ИТ, а также показать реальную прибыль от внедрения информационных технологий и тем самым повысить роль ИТ в банке.

Бурное развитие информационных технологий и их использование в бизнесе для автоматизации процессов привело к тому, что в организациях появилось множество информационных систем, предназначенных для решения узкоспециализированных задач. Зачастую данные системы плохо связаны между собой, что приводит к многократному дублированию информации, ее искажению при ручном переносе из одной системы в другую, снижению эффективности сотрудников и как следствие – к замедлению бизнес-процессов.

Сегодня на рынке уже довольно много решений, позволяющих формализовать, анализировать и оптимизировать существующие бизнес-процессы. Кроме этого, интеграция бизнес-процессов и приложений позволяет быстрее реагировать на изменения в организационной структуре, быстрее реализовывать новые бизнес-требования и банковские продукты, оперативно и гибко реагировать на изменения в требованиях по предоставлению всех видов отчетности в надзорные органы.

CIO: Можно ли сказать, что внедрение подобных решений становится тенденцией?

Сергей Крюков: Да, это действительно так. Один из подходов к автоматизации банков, завоевывающий все большее число сторонников, состоит в том, чтобы создать интегрированное решение на основе различных, лучших в своем классе систем. Такой подход кажется мне наиболее здравым особенно в отношении банковского сегмента. В банках наконец стали понимать, что подобные интегрированные решения гораздо более удобные и обходятся дешевле, нежели внедрение единых систем, но только в случае использования сервисно-ориентированной архитектуры организации.

CIO: Банки постоянно предлагают своим клиентам новые услуги. Одновременно поставщики и интеграторы разрабатывают специальные решения для банков. Бывает ли так, что техническое решение в области информационных технологий приводит к созданию новых услуг?

Сергей Крюков: Эти процессы обычно идут синхронно. Банки разрабатывают услуги, которые реализуются в определенных решениях. Например, технологией, повлекшей за собой развитие многих банковских услуг, стала IP-технология. Не будет преувеличением сказать, что технология на основе IP-протокола одна из наиболее востребованных в банковском сегменте.

Кроме того, IP-телефония играет большую роль при построении инфраструктуры банков. Так, единая корпоративная система IP-телефонии делает для сотрудников территориально удаленных филиалов банка доступными все те же сервисы, которыми пользуется головной банк. Другими словами, создается виртуальный офис на расстоянии сотен и тысяч километров.

CIO: Какие особенности работы с банковскими структурами вы можете выделить?

Сергей Крюков: Прежде всего, стоит сказать о том, что решения в банках принимаются очень долго. В промышленности, например, все происходит гораздо быстрее. Как только выясняется потребность заказчика и принято принципиальное решение, все остальное происходит быстро. Банки в силу специфики своей деятельности очень консервативны. Этап принятия решения от идеи до начала внедрения (причем даже в том случае, если в бюджете уже выделены соответствующие средства) занимает, как правило, не менее полугода. Перед запуском проект обсуждается огромным количеством специалистов, утверждается в различных советах и комитетах. Единственное исключение из правил, когда к внедрению приступают достаточно быстро, без особых проволочек, бывает в том случае, когда что-либо выходит из строя.

Кроме того, банки – это требовательный заказчик, хорошо считающий деньги. Они стараются за минимальные деньги решить максимальное количество проблем.

Подготовила Наталья Басина