Публикации
CIO, № 3, 2008

Алексей Забродин: «Как сделать автоматизацию эффективной?»

Алексей Забродин

Процесс автоматизации – это локомотив, который уже невозможно остановить. Однако автоматизация бывает разной. И поэтому от того, насколько успешно она была проведена, зависят не только темпы роста предприятия, но и само его выживание в современной конкурентной среде. Тема нашей беседы с техническим директором компании INLINE Technologies Алексеем Забродиным – системный подход в автоматизации.

CIO: Алексей, в чем Вы видите издержки традиционного подхода к автоматизации?

Алексей Забродин: Как известно, система – это совокупность неких элементов. Причем качество самой системы не равно сумме качеств ее элементов. Системе как таковой присуще свое качество.

Начну с такой аналогии. Невозможно понять и оценить картину, глядя на нее через замочную скважину. Как бы ни был подготовлен зритель, не удастся ему составить целостное впечатление от рассматривания отдельных фрагментов. Так же и с процессом автоматизации современного предприятия – без целостного, системного подхода не получится ни оценить существующую ситуацию, ни предложить пути ее улучшения.

Если не охватить взглядом всю картину, не проанализировать ее, в первую очередь вглубь, и не учесть даже самое малое, то эффективность такой автоматизации может оказаться весьма низкой. Нельзя, скажем, сегодня автоматизировать склад, завтра – логистику, послезавтра – производственные подразделения, а потом – финансовый блок. При подобном подходе предприятие рискует стать заложником так называемой бесконечной автоматизации, печальные примеры которой мы знаем как из мировой, так и из российской практики. Более того, нередко после завершения процесса автоматизации, длившегося месяцы, а то и годы, в организации не могут понять, что же в итоге автоматизируется. Такая автоматизация может даже навредить предприятию.

CIO: Получается, что недостаточно просто автоматизировать ряд критически важных процессов или даже их все. Необходимо воспринимать их неотрывно друг от друга?

Алексей Забродин: Да, наша позиция такова. Надо смотреть на процесс автоматизации с самого верхнего уровня, то есть определить, что представляет собой конкретное предприятие, и составить некую модель. Эти модели могут быть разными: функциональная, процессная, организационная, информационная и др. – и могут давать разное представление. Как только мы начинаем оперировать данными понятиями, мы начинаем смотреть на предприятие комплексно. В мировой практике такой подход существует давно. В российской – мы видим его по многим направлениям, но этого, на наш взгляд, недостаточно.

Конечно, мы можем детализировать эту модель, но на каждом этапе у нас всегда должна сохраняться причинно-следственная связь. Так, у любой бизнес-цели есть бизнес-задача. Для решения этой бизнес-задачи существует функция, а у этой функции есть процесс, с помощью которого она выполняется. Кроме того, есть информация, которая в этом процессе циркулирует. И, конечно, все это во множественном исчислении. Другими словами, целей на предприятии может быть не очень много, задач больше, функций еще больше и т. д. И эту связующую цепочку никогда нельзя терять.

Ведь что же мы в конечном счете автоматизируем? Понятно, что мы сквозь информацию в процессе автоматизируем соответствующую функцию. Но как только мы перестаем понимать, какие функции и для какой цели мы автоматизируем, какие задачи решаем, весь процесс рассыпается.

Вроде бы все это очень просто. Однако довольно сложно реализовать. Я бы провел параллель с марафоном. Казалось бы, нет ничего проще – достаточно пробежать определенную дистанцию. А вот попробуй – пробеги 42 км и 195 м.

CIO: А предъявляет ли системный подход в автоматизации специфические требования к компании-интегратору?

Алексей Забродин: Системный подход предъявляет требования и к заказчику, и к интегратору. Мы, как интегратор, по-другому начинаем подходить к процессу автоматизации и в том, что касается общения с заказчиком, и в том, что касается исполнения проектов, поскольку при системной автоматизации проекты имеют другое свойство.

Поясню. Как только проект затрагивает много функций, много процессов, причем процессов сложных, зачастую выходящих за рамки организации, появляется качественно другой уровень, для обеспечения которого от интегратора требуются другие функции. Более того, нужны иные навыки, иной, скажем так, тип специалистов. Мы эти навыки называем «системный подход», а специалиста – системным архитектором. Это достаточно условное название, устоявшегося термина пока нет, другие компании могут называть такого специалиста по-своему.

При системном подходе неважно, продукты и решения каких вендоров будут использоваться, важна сама архитектура информационной системы. Когда мы получим архитектуру, системным инженерам будет легко ее реализовать. Но чтобы замкнуть этот процесс и его контролировать, обязательно нужен системный архитектор.

CIO: Каким критериям должен отвечать системный архитектор? Кто и как становится системным архитектором?

Алексей Забродин: Прежде всего системный архитектор должен быть способен сделать анализ от уровня бизнеса до уровня конкретных решений. При этом ему не обязательно разбираться в тонкостях технической реализации. Очень большое значение, несомненно, имеет опыт человека, широта и живость его мышления. Этому научить практически невозможно. Здесь на первый план выходят личностные характеристики, широта знаний и опыт.

Пути, которые проходят такие специалисты, очень разные. Системный архитектор может вырасти из системного инженера, программиста, менеджера проекта и т. д. Вопрос в том, может и хочет ли он достичь этого уровня. Одним специалистам нравится заниматься своим узкоспециализированным направлением. Другим – этого недостаточно, они делают качественные скачки, совершенствуются в профессиональном и, если хотите, интеллектуальном отношении. Получают дополнительное образование, чаще всего экономическое или финансовое. Именно они становятся системными архитекторами.

CIO: Может ли системным архитектором быть специалист, не работающий в компании, приглашенный на конкретный проект?

Алексей Забродин: У нас был опыт, когда на крупные, сложные, выполняющиеся в очень сжатые сроки и требующие всплеска ресурсов, так называемые взрывные, проекты мы привлекали сторонних специалистов – людей, не работающих в компании, правда, хорошо нам известных. К сожалению, это не всегда оказывалось достаточно эффективным. На человека, который находится вне команды, действуют ограничения. Наивно полагать, что ради «чужого» проекта он будет пренебрегать своими обязанностями на основном месте работы.

Есть и другие нюансы. Например, и привлеченный специалист, и мы можем переоценить или, наоборот, недооценить его участие в проекте. Несмотря на высокую квалификацию и большой опыт таких специалистов, эффективность их работы оказалась ниже ожидаемой.

CIO: Но ведь наличие в штате специалистов, которых вы называете системными архитекторами, недостаточно для реализации системного подхода к автоматизации. Наверняка нужны изменения и в организации работы самой компании-интегратора.

Алексей Забродин: Без сомнения. Прежде всего корпоративные нормативно-правовые документы, регламентирующие работы по созданию комплексной системы автоматизации предприятия, должны отличаться от документов, описывающих регламент работ по выполнению локальных проектов. Это естественно, поскольку в крупных проектах больше точек соприкосновения между разными подразделениями и разными специалистами.

При этом стандартные процессы тоже приобретают иные свойства в рамках проектного управления. Например, в комплексных системах автоматизации довольно сложно вносить уточнения и подправлять требования, поскольку эти требования предъявляются не к одной системе, а к разным, и в разных направлениях. Эта комплексность обусловливает потребность в некоем новом качестве. Иначе мы не сможем справиться с реализацией проекта.

Если мы строим только сеть, то все просто и понятно. Но когда, помимо сети, нам необходимо сделать что-то еще, нам обязательно нужно иметь это новое качество. Вот, например, если реализуется проект по построению центра обработки вызовов, сеть там может быть лишь малой частью. И прежде всего нам нужно понять, что такое вообще центр обработки вызовов. Более того, нам надо понять, что будет собой представлять такой центр именно в этом проекте, понять его цели, функции, процессы, информацию, которая будет там циркулировать, типизировать ее и т. д.

Мы строим не сеть, а решаем определенные задачи для достижения определенных целей. Мы должны составить не одну, а несколько моделей этой системы, разработать архитектуры и конкретные решения. Совершенно очевидно, что выполнить данный проект на старой методологической базе управления проектом в организационно-штатной структуре практически невозможно. Нужны другие механизмы и другое качество его управления.

CIO: Насколько важно участие заказчика в процессе комплексной автоматизации и какова его роль в этом процессе?

Алексей Забродин: Несомненно, мы должны вовлекать заказчика в процесс работы. И разумеется, мы не можем диктовать ему свои условия. Но правильно его вовлечь в проект, предложить ему роль и помочь ему эту роль исполнить – тоже наша задача. В проекте могут принимать участие не только ИТ-специалисты заказчика. Это могут быть и производственники, и финансисты, и представители других подразделений. Понятно, что, если мы внедряем какую-то отдельную прикладную систему, со стороны заказчика в проекте принимают участие специалисты именно этого бизнес-уровня, а ИТ-специалисты привлекаются в меньшей степени.

CIO: Мы уже говорили, каким требованиям должны отвечать специалисты и компания-интегратор для успешного осуществления системного подхода к автоматизации. А существуют ли какие-то особые требования к заказчику?

Алексей Забродин: Конечно. И основное требование – это достижение заказчиком определенного уровня зрелости. Если говорить конкретно о системах автоматизации, то таким уровнем зрелости является степень готовности предприятия к качественному скачку. Мы считаем, что процесс достижения этого уровня зрелости характеризуется двумя основными составляющими: во-первых, руководство должно осознать, что комплексная автоматизация необходима, а во-вторых, должна быть финансовая возможность это реализовать. Наличия лишь одной из этих составляющих недостаточно.

Причем напрямую все это не зависит от отрасли или географического положения. Косвенно – да, т. е. предприятие дотационного региона имеет меньше финансовых возможностей, чем предприятие, расположенное в доходном регионе. А добывающая отрасль как основная в российской экономике на сегодняшний день имеет больше предпосылок к автоматизации, чем другие.

CIO: Какие отрасти экономики в России сегодня уже достигли достаточного уровня зрелости для комплексной автоматизации?

Алексей Забродин: Очевидно, что необходимого для комплексной автоматизации уровня зрелости достигла добывающая отрасль. Финансовая отрасль де факто без автоматизации просто не может функционировать. Более того, финансово-кредитные организации предъявляют к автоматизации особые требования. Можно также отметить те сферы деятельности, которые связаны с обработкой большого количества информации, например, страхование, телекоммуникации. Предприятия всех этих отраслей уже достаточно хорошо автоматизированы, и темпы дальнейшей автоматизации не снижаются, поскольку это невозможно с учетом их профиля деятельности.

В то же время есть еще направления, которые автоматизацией охвачены совершенно недостаточно. Например, образование и здравоохранение. Этот процесс там только начинается. Не все однозначно и в промышленном секторе.

CIO: Какие еще сферы деятельности готовы в России к автоматизации?

Алексей Забродин: Сейчас огромное количество систем автоматизации создается в федеральных и региональных органах исполнительной власти, а также в государственных и социальных учреждениях. Для системной автоматизации у них есть все: на руководящие должности назначены люди, понимающие необходимость системного подхода к автоматизации, и выделен соответствующий бюджет.

В этой отрасли мы видим действительно серьезный прорыв. В качестве примера могу привести администрации или отраслевые министерства. Могли ли мы еще пять лет назад без особых усилий узнать о законодательно-правовой базе, быть в курсе отраслевых и административных новостей, могли ли получить консультации? Первое, что было сделано в этом направлении, – созданы порталы, через которые мы можем получить много интересующей нас информации. Внедрены и другие системы автоматизации.

Конечно, наивно полагать, что, начав процесс автоматизации с нуля, через пять лет мы «получим счастье». Здесь мы опять возвращаемся к вопросу о системном подходе. Долгое время комплексного подхода к автоматизации не было вообще – затыкались самые большие дыры. За последние два-три года ситуация значительно изменилась. Появилось много документов концептуального характера, которые исследуют направления движения к автоматизации того или иного государственного органа. И это очень правильный подход.

Сейчас наблюдается качественно новый виток автоматизации – осмысленный, который, несомненно, приведет к необходимому результату.

Беседовал Александр Алиев