Публикации
CIO, № 5, 2009

Алексей Забродин. «СДО в законе»

Алексей ЗабродинДавайте подумаем о такой, казалось бы, скучной и простой теме, как оптимизация работы с персоналом. Может оказаться, что это и не так скучно, и не так просто. Если со словом «оптимизация» все более или менее понятно, то вот «работа с персоналом» часто вызывает неоднозначные трактовки.

Кто в вашей компании имеет информацию о требованиях ко всем сотрудникам, к их квалификации, необходимому образованию, периодическому повышению квалификации, сертификации и т.п.? Конечно, чаще всего, это служба по работе с персоналом, как бы она ни называлась. Должна, по крайней мере, иметь. А теперь, внимание, вопрос: кто знает о том, выполняются эти требования или нет? Чаще всего ответить очень сложно. А еще сложнее понять, кто и как может обеспечить эти требования, управлять ими и их выполнением.

В основе поддержания квалификации всегда лежит обучение. Большинство некрупных компаний обучение и контроль его результатов отдает на аутсорсинг, что для них оправданно. Крупные компании в том или ином виде занимаются обучением самостоятельно. Привычными академическими методами, обязательно при непосредственном взаимодействии преподавателя и обучаемого по строгому расписанию, с бумажными материалами. А как собрать людей на обучение, с отрывом от производства из регионов, да еще и в одно время, и не на один, а на серию курсов, перед этим проверив уровень готовности слушателей к восприятию материала, а после – уровень полученных знаний? Конечно, ничего нет невозможного, и традиционные методы работают. Но сколько это стоит? Несомненно, дорого. Решение очевидно: переводим обучающие материалы в электронный вид, доставляем этот контент удаленно по гибкому расписанию или запросу, связываем курсы в программы – и получаем систему дистанционного обучения (СДО).

В мире существует немало систем автоматизации дистанционного обучения, одним из бесспорных лидеров которых являются программные решения компании Saba Software, позволяющие использовать готовые и разрабатывать мультимедийные электронные курсы, управлять каталогами учебных материалов, тестированием, сертификацией сотрудников, управлять учебным процессом в целом, составлять по нему всевозможную аналитику, проводить веб-конференции, использовать обучающие симуляторы, управлять знаниями в компании и многое другое.

Нельзя не отметить, что программные продукты Saba Software используют с равным успехом такие разные компании, как Cisco и Mercedes, впрочем, как и тысячи других достойнейших компаний мира. А чем ваша компания хуже?

Сегодня СДО – это уже те решения, которые фактически «узаконены» во многих крупных компаниях. А что же дальше? Дальше необходимо переходить от СДО к собственно управлению человеческими ресурсами.

В фокусе любой современной автоматизированной системы по управлению человеческими ресурсами, в том числе и на базе решений предлагаемых Saba Software, находятся задачи управления эффективностью персонала. Такого рода система формирует единое информационное пространство человеческих ресурсов организации и поддерживает широкий набор функций по их управлению, т. е. система является именно управленческой, а не учетной, как многие классические HRM-системы.

Система управления персоналом в организации должна быть распределенной, поэтому не должна замыкаться только на деятельности HR-службы, а содержать удобные инструменты управления и для руководителей различных уровней. Сотрудникам система должна обеспечивать доступ к индивидуальным планам, каталогам учебных материалов, средствам совместной работы, информации о полученных результатах.

Решения Saba Software позволяют увязать в единую систему организационные цели и цели конкретного сотрудника, результаты сотрудников по их достижению и уровень развития необходимых компетенций каждого. Решение позволяет строить прозрачные мотивационные схемы, основанные на результативности и уровне развития квалификации работников. Иными словами, это инструменты для мониторинга состояния человеческих ресурсов по выбранным показателям и планирования их развития, а также анализа эффективности проведенных кадровых программ, планирования деятельности сотрудников и оценки выполнения планов, обеспечения эффективного использования внутренних ресурсов, управления развитием кадрового резерва и прочее.

Что же нужно еще? Совсем немного, просто быть гибче и в очередной раз доказать, что вы в своей компании всегда в авангарде технологий и способны узаконить инновационные решения!