INLINE Technologies
Eng

Публикации

«Билл-Мастер» как индикатор потребностей рынка

Компания INLINE Technologies выпустила новую версию биллинговой системы «Билл-Мастер» 3.0

Вадим Тулинов,
технический директор компании INLINE Technologies

Для многих людей со стороны понятие «биллинг» неразрывно связано с рынком сотовой телефонии. Однако на самом деле применение биллингового ПО гораздо шире. Бурное развитие технологий VoIP, прежде всего IP-телефонии, и существенный рост конкуренции в области конвергенции услуг передачи голосовой и цифровой информации привели к ужесточению требований для операторов по гибкости, масштабируемости и производительности систем учета потребляемых услуг и выставления счетов. И сегодня автоматизированная система расчетов (АСР), определяющая объем и периодичность потребления услуг, а также позволяющая автоматически выставлять счета потребителям, необходима для полноценной работы любого телекоммуникационного предприятия, будь то Интернет-провайдер или оператор традиционной телефонии.

В этих условиях преимущество имеют те разработчики АСР, которые реализуют в своем ПО идею так называемого конвергентного биллинга, то есть биллинга, обеспечивающего тарификацию и учет разнообразных сетевых сервисов, а не только услуг мобильной связи. Соответственно, для многих российских крупных и средних операторов конкурентным преимуществом стало использование именно таких систем, поскольку они позволяют унифицировать биллинговую платформу для различных по своей природе сервисов, а также оптимизировать затраты на их развертывание, эксплуатацию и поддержку.

Ориентируясь на эту категорию заказчиков, компания INLINE Technologies предлагает конвергентную АСР «Билл-Мастер» уже около 4 лет. За это время нами было осуществлено более 70 инсталляций как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. По традиции, все изменения, которые проводятся в новых версиях системы, изначально имеют договорную основу, то есть являются ответом на реальные потребности наших клиентов. И в этом смысле по усовершенствованиям, которые отличают одну версию «Билл-Мастер» от другой, можно судить как о появлении новых тенденций на рынке телекоммуникаций, так и об эволюции потребностей операторов связи.

Если рассматривать чисто внешние изменения версии «Билл-Мастер» 3.0, то это прежде всего значительно переработанный дизайн интерфейса как в клиентской части, так и в администраторской. Так, например, дальнейшее развитие получили функции администрирования, касающиеся роли операторов и сотрудников, которые будут выполнять те или иные действия в рамках «Билл-Мастер». Изменена и организация данных внутри системы, что позволило значительно повысить общую производительность биллинга.

Надо отметить, что производительность, а также точность биллинга всегда являлись одними из основных характеристик АСР. При этом в последние годы в связи с увеличением роли биллинговых систем в деятельности операторов связи все большее значение стали приобретать инструменты, позволяющие повысить гибкость предоставляемых сервисов. Также большое внимание операторы уделяют теперь и средствам, с помощью которых телекоммуникационная компания может оперативно реализовывать новые формы привлечения и удержания абонентов, например, за счет разработки более привлекательных (а следовательно, более разветвленных) тарифных планов.

Эти тенденции в новой версии в полной мере отражает присутствие в АСР «Билл-Мастер» модуля интеллектуальной платформы выбора услуги — SSG (Service Select Gateway). Вообще говоря, этот модуль используется и в более ранних версиях системы, однако в версии 3.0 он получил дальнейшее развитие.

По нашим оценкам, присутствие модуля интеллектуальной платформы выбора услуги в биллинговой системе вообще уникально для российского рынка. Между тем, функционал SSG позволяет клиенту, не устанавливая никакого дополнительно ПО, кроме стандартного браузера, авторизоваться в системе и получить не только доступ к предопределенным услугам, но и выбирать дополнительные сервисы из списка, который предлагает оператор связи. Шлюз заказа сервиса позволяет пользователям самостоятельно выбирать различные услуги (в частности, подключаться к VPN- или Интернет-сервисам, использовать технологии электронной коммерции и видеоконференцсвязи), а также регулировать скорость доступа к данным услугам и качество обслуживания. Соответственно, если у клиента пропускная способность канала составляет, например, 64 Кбит/с, то он легко может выбрать услугу расширения канала до 128 Кбит/с, при этом «Билл-Мастер» пересчитает стоимость этой услуги и автоматически спишет соответствующую сумму со счета этого клиента.

Таким образом на базе модуля SSG операторы могут обеспечивать очень высокую гибкость предоставляемых сервисов вплоть до создания интерактивных порталов с новыми видами услуг и возможностями, обеспечиваемыми системой биллинга. Мы видим, что подобный подход к предоставлению услуг очень перспективен, и обязательно будем его развивать в дальнейшем.

Другой плюс использования SSG заключается в возможности создавать высокомасштабируемые сети на достаточно дешевом оборудовании и организовывать своего рода центры авторизации в рамках сети. Возьмем, например, сеть, построенную на 2-м и 3-м уровнях. Вообще говоря, на коммутаторах, не обладающих определенным уровнем «интеллекта», невозможно обеспечить точное определение, что за пользователь вошел в сеть. Соответственно, не получится реализовать и функционал авторизации. Благодаря же наличию SSG в системе «Билл-Мастер» это вполне возможно.

Не менее значимым для повышения гибкости предоставляемых сервисов в версии АСР «Билл-Мастер» 3.0 стало дальнейшее развитие подсистемы тарифных планов. В частности, теперь ее возможности позволяют использовать так называемый накопительный счет, а также счетчики от различных услуг. Эти функции могут быть востребованы, когда необходимо организовать скидку по одному виду услуг в зависимости от объема оплаты клиентом другого вида услуг. В качестве примера можно привести начисление скидки на пользование IP-телефонии по достижении определенного количества звонков по какому-либо направлению и в зависимости от определенного объема трафика. Обновленный модуль тарификации АСР «Билл-Мастер» позволяет формировать очень гибкие планы с развитыми возможностями по определению критериев предоставления скидок.

Из других важных изменений, которые коснулись АСР «Билл-Мастер», стоит отметить полноценную реализацию идеи виртуального биллинга. Надо сказать, что это понятие до сих пор является довольно новым для отечественного рынка, и подобные возможности пока еще используются в очень немногих АСР. Смысл его состоит в том, что оператор связи может предоставлять полноценный биллинг своим партнерам и филиалам фактически на правах аренды. Филиал оператора может использовать тот же биллинг, что и в головной организации, и между ними может происходить взаиморасчет.

Преимущества виртуального биллинга достаточно значимы как для операторов, так и для пользователей его услуг, особенно с учетом того, что сейчас активно начинают развиваться домашние сети. К выгодам, которые получают филиалы и партнеры оператора, можно, например, отнести нулевое администрирование клиентских рабочих мест и низкие требования к их аппаратному обеспечению (в частности, в отношении серверных платформ), а также наличие единой иерархической базы данных по всем пользователям.

Выгоды очевидны и для конечных пользователей, поскольку за счет виртуального биллинга для них обеспечивается минимальная стоимость вхождения в информационную систему, так как в этом случае саму биллинговую систему покупать не требуется. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию затрат на поддержку ПО.

Еще одной особенностью новой версии является появление в АСР «Билл-Мастер» модуля инвентаризации, позволяющего учитывать как логические, так и физические ресурсы сети. Эти функции обычно являются составной частью систем поддержки эксплуатации (OSS), однако специалистами INLINE Technologies этот модуль был специально разработан для АСР «Билл-Мастер».

По нашим оценкам, необходимость включения такого функционала в биллинговую систему назрела давно. Подсистема инвентаризации ресурсов очень востребована нашими клиентами, и благодаря ей оператор может увидеть, какое оборудование установлено, какие порты активны, какие неактивны, кто к ним подключен, свободные ли они. Можно даже организовать вокруг этой сети определенную зону покрытия для конкретного абонента. Эта возможность может быть актуальной, когда клиент обращается в компанию, имеющую крупную домовую сеть с просьбой подключить его к определенной точке доступа. В этом случае оператор имеет возможность посмотреть, есть ли свободная точка доступа на данном объекте, есть ли свободные порты. Также можно определить возможность протягивания кабеля до данной квартиры. Иными словами, с помощью модуля инвентаризации ресурсов можно заранее устанавливать точки, а потом оперативно оценивать их состояние и отвечать клиенту, возможно ли предоставление услуг доступа или нет.

Конечно, на рынке нет одинаковых систем, и каждая система имеет свои особенности. В некоторых системах больше развит функционал взаимодействия с партнерами, другие больше ориентированы на тарификацию голосового трафика. Биллинг INLINE Technologies всегда развивался прежде всего в направлении реализации новых услуг, предоставляемых оператором. На сегодня АСР «Билл-Мастер» позволяет тарифицировать практически все виды услуг в области телекоммуникаций и связи, за исключением разве что сотовой телефонии. Этой стратегии конвергенции биллинга INLINE Technologies намерена придерживаться и в дальнейшем для того, чтобы обеспечивать любых операторов связи теми биллинговыми инструментами, которые наиболее адекватно отвечают их текущим и перспективным потребностям.


Наверх
Вопрос эксперту
Владимир Саморезов
Системы мониторинга (APM, NPM), системы ITSM
Сергей Гаврилов
Серверы, СХД, системы виртуализации
Олег Сухов
Видеонаблюдение, биометрия, системы контроля доступа
Александр Переведенцев
Инженерная инфраструктура ЦОД
Александр Удалов
Обслуживание систем и аутсорсинг
Константин Соловьев
КСПД, центры обработки данных, технологические сети
Дмитрий Мороз
Информационная безопасность
  
|  Карта сайта
1-й Волоколамский пр-д, 10, стр. 1, эт. 6, Москва, 123060   Телефон/факс: +7 (495) 721-35-05   эл. почта: info@in-line.ru   Схема проезда
    © 2010-2019  ООО «Инлайн технолоджис»