INLINE Technologies
Eng

Публикации

Антон Бондаренко: «Открытость платформы скоро станет неукоснительным требованием со стороны любого заказчика»

Антон Бондаренко: Открытость платформы скоро станет неукоснительным требованием со стороны любого заказчикаНа вопросы CNews отвечает Антон Бондаренко, руководитель группы развития бизнеса Департамента телекоммуникационных решений компании INLINE Technologies.

Какие тенденции, на ваш взгляд, доминировали в 2004 году на российском рынке системной интеграции?

Не берусь судить обо всем рынке системной интеграции, мне несколько проще говорить о телекоммуникационном сегменте, причем именно о телекоммуникационных решениях, а не о корпоративных системах. Основные тенденции здесь, на мой взгляд, таковы.

Во-первых, центр тяжести смещается от сетевой инфраструктуры к прикладным решениям. Это влечет изменение в балансе экспертизы, которой должен обладать системный интегратор для того, чтобы сохранить конкурентоспособность.

Во-вторых, мы наблюдаем отчетливый рост, выраженный как в количестве проектов, так и в их масштабах.

В-третьих, российский рынок услуг системной интеграции становится все более привлекательным для крупных производителей оборудования и программного обеспечения. Многие из тех компаний, которые делегировали ранее разработку, внедрение и сопровождение решений партнерам – системным интеграторам, один за другим открывают в России практику системной интеграции.

В целом, конкуренция нарастала в течение 2004 года и продолжает нарастать сейчас. Причем, все большую роль начинает играть технологическая и проектная экспертиза.

Как вы оцениваете динамику информатизации российского телекома в последние годы?

Отрасль телекоммуникаций сама по себе является и высокотехнологичной, и информационной. Вопрос, по-видимому, подразумевает степень освоения операторами связи общекорпоративных информационных технологий, таких, как ERP и системы автоматизации документооборота. Здесь в целом ситуация совпадает с общей ситуацией на рынке.

Однако намечается ряд отличий, связанных с развитием комплексных решений для операционной поддержки (OSS). Внедрение таких решений превращает оператора связи в высокоавтоматизированное производство. Кроме того, на рынке телекоммуникаций происходит консолидация, а подавляющее большинство крупных операторов представляют собой компании с национальным масштабом деятельности, с множеством профит-центров и крайне сложной бюджетной системой. Процесс консолидации финансов и управления, происходящий в большинстве телекоммуникационных холдингов, объективно требует внедрения адекватных инструментов автоматизации. Можно предположить, что скоро телеком станет одним из лидеров по внедрению систем информатизации.

Какова ситуация на рынке решений для предоставления дополнительных услуг?

Температура стремительно повышается в данном сегменте. Растет конкуренция между операторами, приток новых клиентов, не охваченных ранее теми или иными услугами связи, крайне ограничен, и рост доли рынка как в случае индивидуальных, так и корпоративных абонентов возможен лишь за счет увода клиентов у своих конкурентов.

Ценовая конкуренция в такой ситуации себя быстро исчерпывает, и игроки вынуждены применять специальные маркетинговые приемы, чтобы минимизировать ее негативные последствия. Отсюда, в частности, крайняя запутанность и несопоставимость тарифных планов ведущих мобильных операторов. Среди специалистов по маркетингу на рынке мобильной связи все чаще звучит термин «churn management», означающий в вольном переводе «управление перетеканием клиентов».

Все это делает дополнительные услуги не просто дополнительным источником дохода, а ключевым инструментом в конкурентной борьбе. Ситуация на рынке соответствующих решений вполне адекватная и может быть охарактеризована кратко как бум. Все операторы, если уж не проводят конкурсы на поставку решений, то активно изучают эти решения и примеряют их к своей клиентской базе и технологической инфраструктуре.

Какова доля VAS в общей выручке операторов и насколько адекватно внимание, уделяемое данной теме?

По оптимистичным оценкам, она составляет до 12–15 процентов. Однако интерес к данной теме растет крайне быстро. Еще два года назад на российском рынке эта тема оставалась практически без внимания, если не считать нескольких отечественных разработок, предназначенных для разворачивания отдельных услуг, например контакт-центра или платформы карточной телефонии. Сегодня ситуация обратная – доля внимания, уделяемого данной теме операторами, существенно выше, чем доля доходов от этих услуг.

С точки зрения поставщиков решений, сегодня на этом рынке представлены все традиционные производители телекоммуникационного оборудования, а также все столпы IT-индустрии.

Любопытно наблюдать за трансформациями в стратегиях обеих категорий крупных участников рынка, вызванных этим столкновением. Кроме того, такая конкуренция и существенный сдвиг технологий в области управления вызовами от специализированных коммутаторов к универсальным вычислительным системам открыли рынок для небольших компаний, занятых разработкой, по сути, единственного продукта – программной платформы доставки услуг. Таким компания нет надобности думать о защите закрытых специализированных протоколов, как это вынуждены делать традиционные «телефонные» вендоры. Они не обременены необходимостью интегрировать свои решения с сонмом наработанных продуктов, как лидеры IT-рынка.

Я думаю, что с учетом масштабов зарождающегося у нас на глазах сегмента, можно ожидать в ближайшие годы появления новых крупных игроков на перекрестке миров IT и телекоммуникаций.

Какова роль стандартов в данном сегменте рынка?

Роль стандартов объективно крайне высока в телекоме. Однако в области дополнительных услуг ситуация не так однозначна. Концепция интеллектуальной сети так и не была реализована в полном объеме. На рынке представлено множество совершенно закрытых для интеграции и модификации вертикальных решений.

В то же время несколько отраслевых консорциумов предлагают спецификации прикладного уровня, включая усилия OSA Parlay, JAIN SLEE, CAMEL, 3GPP и других. Все они в той или иной мере наследуют и развивают основные черты рекомендаций ITU-T серии 12xx, специфицирующих интеллектуальные сети (IN).

На мой взгляд, удачный стандарт в данной сфере должен решать две задачи. Во-первых, обеспечивать открытость разработки приложений. Во-вторых, стандарт должен предоставлять образцы правильного проектирования приложений. Он должен, так сказать, задавать хороший тон разработки. Это позволит развить нормальную конкуренцию на рынке поставщиков прикладных решений за счет снижения порога вступления в отрасль для новых разработчиков.

Какую роль видит INLINE Technologies, как системный интегратор, для себя на этом рынке?

Как и другие компании, работающие на рынке, мы стараемся быть адекватными запросам наших клиентов. Компания существенно укрепила свои позиции в области разработки и проектирования решений, а также в части управления проектами. Мы расширяем круг поддерживаемых продуктовых и технологических специализаций.

Но главное, мы стремимся стать источником инноваций для наших заказчиков. На наш взгляд, это единственный путь к успеху для компании, предоставляющей технологические услуги в области телекоммуникаций.

Это означает, что мы должны осваивать новые перспективные технологии с некоторым опережением. Такая постановка задачи существенно меняет организацию работы технологических подразделений компании и требует выделения дополнительных ресурсов в инвестиционном режиме.

В чем отличия с точки зрения внедрения прикладных телекоммуникационных решений от, скажем, магистральных сетей или биллинговых систем?

Такие решения стоят на границе между сетью оператора связи и IT-подсистемой, включающей биллинг; внедрение обеих категорий решений имеет свою специфику. Внедрение телекоммуникационных решений требует глубокого понимания телекоммуникационных технологий и знания соответствующего оборудования, внедрение биллинговых систем – умения вести анализ бизнес-процессов и осуществлять интеграцию сложных программных систем.

Разработка телекоммуникационных приложений объединяет сложности обеих разновидностей. Однако недостаточно владеть указанными видами экспертизы – необходима некоторая специализированная методология согласования решения с обеими подсистемами оператора связи. Мы активно разрабатываем такую методологию. Возвращаясь к вопросу о стандартах, замечу, что как раз для решения данной задачи наличие хороших апробированных архитектурных концепций является весьма существенным подспорьем.

Насколько оператор становится зависим от компании-интегратора после внедрения решения?

Еще раз вернусь у вопросу о стандартах. Предыдущее уходящее поколение прикладных технологий было представлено закрытыми и неадаптивными решениями. Для малейших модификаций, например для добавления элемента в меню системы IVR IVR (Interactive Voice Response – система интерактивного голосового взаимодействия), требовалось вмешательство поставщика системы.

Современные системы, особенно продвигаемые независимыми компаниями, предоставляют в распоряжение заказчика удобные инструменты разработки приложений. Вопрос о привлечении системного интегратора приобретает исключительно экономический характер: что выгоднее, постоянно содержать собственную команду или привлекать специалистов со стороны. В любом случае выбор – за оператором.

У меня есть стойкое убеждение, что открытость платформы скоро станет неукоснительным требованием со стороны любого заказчика.

Как повлияет развитие технологий VAS на развитие рынка телекоммуникаций?

Нас всех ждет множество сюрпризов со стороны поставщиков телекоммуникационных услуг. Часто будем удивляться, насколько быстро мы будем привыкать к некоторым услугам, которые еще вчера казались нам совершенно фантастическими.

На рынке будет размываться специализация по видам связи (фиксированная или мобильная). В то же время будет все четче прослеживаться эшелонирование операторов по критерию взаимодействия с абонентом – компании будут делиться на поставщиков услуг, непосредственно взаимодействующих с абонентами, и на поставщиков технологической инфраструктуры. Кроме того, активно будет развиваться сегмент контент- и сервис-провайдеров.

Каковы планы компании по развитию бизнеса в 2005 году?

Частично я уже ответил на этот вопрос, говоря о роли нашей компании на рынке. К этому следует добавить, что в прошедшем году деятельность компании была реструктурирована, были выделены департаменты телекоммуникационных и корпоративных решений. Мы активно обновляем портфель решений и развиваем новые технологии. Такая специализация обусловлена различиями в стратегии компании на указанных сегментах рынка, которые в свою очередь вызваны различиями в задачах системного интегратора при внедрении решений в указанных сегментах.

Среди стратегических задач в области развития продуктов, стоящих перед нами, можно выделить развитие направлений систем операционной поддержки, платформ доставки сервисов и беспроводные технологии связи.


Наверх
Вопрос эксперту
Сергей Гаврилов
Серверы, СХД, системы виртуализации
Олег Сухов
Видеонаблюдение, биометрия, системы контроля доступа
Александр Переведенцев
Инженерная инфраструктура ЦОД
Александр Удалов
Обслуживание систем и аутсорсинг
Константин Соловьев
КСПД, центры обработки данных, технологические сети
Дмитрий Мороз
Информационная безопасность
  
|  Карта сайта
1-й Волоколамский пр-д, 10, стр. 1, эт. 6, Москва, 123060   Телефон/факс: +7 (495) 721-35-05   эл. почта: info@in-line.ru   Схема проезда
    © 2010-2019  ООО «Инлайн технолоджис»