INLINE Technologies
Eng

Публикации

Сергей Хрупов: «Оптимальный путь для государственных структур – передавать часть ИТ-функций профессиональным компаниям»

Сергей Хрупов, коммерческий директор директор департамента корпоративных решений INLINE TechnologiesНа вопросы CNews ответил Сергей Хрупов, коммерческий директор департамента корпоративных решений INLINE Technologies

ИТ-расходы органов государственной власти продолжают расти, тем самым государство подчеркивает значимость этого направления. Какие наиболее важные изменения произошли в развитии процессов информатизации органов государственной власти в 2004 г?

Я не совсем согласен с такой постановкой вопроса. Да, в абсолютном выражении ИТ-расходы растут, но они растут потому, что растут общие бюджеты госструктур. А общий рост расходов, в свою очередь, естественным образом коррелирует и с увеличением бюджета от нефтяных доходов, и с общим ростом экономики России. То есть увеличение ИТ-расходов – это просто нормальная тенденция в контексте роста и оздоровления экономики нашей страны. Но ощутимого роста доли ИТ-расходов в бюджете, на мой взгляд, не происходит. Поэтому говорить в том, что рост расходов на ИТ в госсекторе однозначно отражает осознание государством значимости информационных технологий, думаю, пока преждевременно.

По нашим оценкам, на сегодня процесс внедрения ИТ в госструктурах продолжает развиваться без какого-либо существенного стимулирования со стороны государства. И в этом смысле, к сожалению, за минувший год произошло мало изменений, несмотря на появление Федерального агентства по информационным технологиям, в ведение которого переданы вопросы информатизации в государственных структрах.

Это ни в коей мере не означает, что в госсекторе нет крупных и важных ИТ-проектов. Но такие проекты и программы выглядят скорее как исключения, нежели как результат централизованного и системного подхода. Яркий пример тому – ФЦП «Электронная Россия». Именно то, что она прописана отдельной строкой в бюджете, подчеркивает ее исключительность.

На мой взгляд, о каких-то изменениях в вопросах информатизации органов государственной власти можно будет говорить лишь тогда, когда в большинстве министерств, агентств и ведомств появятся выделенные структуры, отвечающие за ИТ и имеющие достаточно полномочий, необходимый уровень компетенции и выделенный ИТ-бюджет. Другими признаками изменений в процессах информатизации в органах госвласти, на мой взгляд, будет повышение уровня компетенции специалистов и «деполитизация» системы принятия решений по ИТ, ее более четкая направленность на решение задач ведомства с помощью внедрения средств автоматизации.

Примечательно, что на муниципальном и региональном уровнях ситуация выглядит более оптимистично. Там количество инициатив по повышению эффективности деятельности с помощью ИТ как раз растет, и у заказчиков появляется более четкое осознание преимуществ, которые дают ИТ в вопросах повышения эффективности управления. Примеры реализации таких программ, как «Электронная Чувашия», «Электронная Башкирия», «Электронная Москва» и других, в общем отражают эту тенденцию. Хотя целевого бюджетирования на региональном уровне также не наблюдается, реальный рост темпов информатизации государственных структур там все-таки присутствует.

Какое влияние на процессы перехода госорганов на ИТ оказала административная реформа? Какие проблемы в этой сфере появились и какие – обострились в результате увеличения общего числа федеральных министерств и ведомств и их внутренней организационно-управленческой перестройки?

На начальном этапе административная реформа, безусловно, усложнила процессы внедрения ИТ в государственных органах, поскольку в течение определенного времени происходило формирование новых структур и кадров. И как результат подобного затишья на рынке были приостановлены, свернуты или отложены многие ИТ-проекты, поскольку прекратилось их финансирование или сменились кураторы и идеологи этих проектов.

С другой стороны, любая новая структура подразумевает приход новых людей. И в результате данной реформы на места пришло более молодое поколение управленцев, чьи повседневные привычки в большей степени ориентированы на использование таких простых ИТ-инструментов, как электронная почта, системы документооборота, Интернет и других.

Каковы особенности работы коммерческих компаний на рынке информатизации органов государственной власти?

Особенности работы в госсекторе, как правило, являются следствием отличий самой природы этой категории заказчиков и условий их работы.

В частности, выбранные госзаказчиком ИТ-решения не всегда оказываются адекватны тем задачам, которые необходимо решить с помощью ИТ. С одной стороны, по закону выбор поставщика решения должен производиться в ходе открытых конкурсов и на основе цены конкурсного предложения. А с другой стороны, этот простой и понятный способ закупки оргтехники абсолютно неприменим для масштабных и комплексных проектов, и далеко не всегда механизм выбора только по ценовым параметрам обеспечивает выбор оптимального и эффективного решения. Часто возникает ситуация, когда в тендере участвуют несколько решений, часть из которых объективно качественно решают данную задачу и стоят, условно говоря, 1 млн. долл., а одно решение мало что решает, основано на устаревших технологиях, но стоит на порядок меньше. Для ликвидации такой патовой ситуации заказчику необходимо иметь соответствующую политическую волю и проводить техническую экспертизу предложений, что на сегодня под силу отнюдь не всем государственным организациям. В результате организаторы предпочитают выбрать пусть и неэффективное, но дешевое решение, поскольку это формально соответствует требованиям закона и соответствующим внутренним распоряжениям.

Другая особенность – невозможность в большинстве случаев просчитать возврат инвестиций (ROI) ИТ-проектов в госструктурах, поскольку это некоммерческие организации. Соответственно, при определении концепций развития ИТ становится трудно оперировать понятием эффективности, которое выражается в терминах ROI, и в большинстве случаев приходится искать другие ключевые доказательства нужности ИТ для госорганов.

С проявлением третьей особенности работы с госорганами ИТ-компании в очередной раз столкнулись в ходе административной реформы. В коммерческих компаниях такие перетряски всех ответственных лиц бывают гораздо реже. Объем кадровой ротации в госструктурах за последние несколько лет просто поражает, а ведь со сменой ключевых ответственных за ИТ-проект его реализация фактически начинается заново. Новые чиновники приходят со своим пониманием задач ИТ, со своими предпочтениями и по конкретным решениям, и по поставщикам этих решений. И любой проект, который к этому моменту еще не был запущен, проходит стадию нового осознания, переформулирования задач.

Все эти особенности значительно повышают роль человеческого фактора на всех стадиях ИТ-проектов и порой порождают тот налет политизированности тендеров, который склонны отмечать ИТ-компании, работающие с госструктурами.

Среди других ключевых особенностей госзаказчиков я бы выделил повышенное внимание к обеспечению информационной безопасности, что выражается в весьма сильном и вполне оправданном регулировании государством нормативов и перечня используемых средств при реализации ИТ-проектов в госсекторе. Если коммерческий заказчик в отношении своей информации может поступать как угодно вплоть до полного игнорирования средств ее защиты, то госструктуры обязаны следить за этим компонентом, применяя исключительно сертифицированные средства обеспечения безопасности. По этой причине значительная часть зарубежных технологий по созданию систем безопасности в госсекторе не применяется, хотя с успехом может быть использована в коммерческом секторе.

Вообще, высокая степень регламентированности предопределяет и ряд других менее значительных моментов. Например, госзаказчики не могут делать предоплату выше установленного уровня. Кроме того, при оплате проектов они вынуждены, как правило, учитывать квартальное и годовое финансирование. По этой причине, в частности, всплеск активности госзаказчиков обычно приходится на конец квартала или на конец года, поскольку им необходимо освоить выделенные средства.

Информатизация органов государственной власти происходит неравномерно. Вместе с тем, уровень ИТ-оснащенности увеличивается. От решения каких задач, на ваш взгляд, в первую очередь зависит повышение эффективности процессов информатизации органов государственной власти?

Я не уверен, что сами госорганы ставили себе задачу повышения эффективности процессов автоматизации. Как показывает практика, госзаказчики в основном ориентируются на прецеденты, внедряя у себя то, без чего, по общему мнению, существовать и работать уже нельзя. Так было в свое время и с телефонной связью, так было и системами электроной почты, так было и с собственно компьютеризацией рабочих мест чиновников.

В последние годы эти процессы, как правило, происходили безотносительно к понятию эффективности работы, и на сегодня цель большинства проектов по автоматизации процессов в органах государственной власти заключается в переводе существующих процедур на электронную основу без изменения их структуры и связей. Как правило, такой подход не ведет к прямому повышению эффективности.

ИТ-проекты в коммерческих структурах, напротив, в большей степени связаны с необходимостью видоизменения бизнес-процессов, порой вплоть до изменения структуры самой компании-заказчика. Это более глубокий процесс, и именно эти проекты отличаются наибольшей эффективностью применения ИТ.

Соответственно, об эффективности процессов автоматизации в госсекторе можно будет говорить тогда, когда там возникнет такая же потребность в ИТ, как у коммерческих компаний. И первое, что необходимо сделать, – это обеспечить в ведомствах единый взгляд на проблемы автоматизации, создать некую управленческую систему, ориентированную на решение общих ИТ-задач и обладающую необходимыми для этого полномочиями.

До проведения административной реформы не было соответствующего государственного органа, на который возлагалась бы ответственность за эффективность информатизации и за проведение последовательной политики в этой отрасли. На данный момент это стало одной из задач недавно созданного Федерального агентства по информационным технологиям в составе Министерства информационных технологий и связи. Создание этой структуры дает основание полагать, что Правительство РФ уже обратило внимание на проблемы информатизации в стране, и эффективность процессов информатизации органов государственной власти будет повышаться.

Органы государственной власти уделяют все больше внимания вопросам интеграции своих ИТ-систем и ресурсов. Как вы оцениваете динамику развития этого направления? Какие основные сложности возникают у компаний-интеграторов при работе с органами государственной власти?

Частично я уже ответил на эти вопросы. Безусловно, динамика есть, но она не связана с повышением заинтересованности государства в ИТ.

Основные сложности в работе с госструктурами вызваны необходимостью учета высокой роли человеческого фактора. Это проявляется не только в ИТ-политике госструктур, но и в других областях их деятельности. Их концепции и подходы меняются очень заметно с приходом новых людей. С другой стороны, в этом есть и немалый плюс. Единственное, что хотелось бы, чтобы кадровая стабильность была более длинной – тогда у многих ИТ-проектов было бы больше шансов на воплощение в жизнь.

Другие сложности связаны с невысоким уровнем компетенции технических специалистов, работающих в госструктурах, в вопросах экспертизы и понимания специфики ИТ-решений по сравнению с крупными коммерческими компаниями. Соответственно, здесь приходится тратить дополнительные усилия и средства на обучение специалистов и ИТ-консалтинг.

Наконец, проблемы нередко возникают в ходе тендеров, поскольку существующий механизм конкурсов не всегда обеспечивает понятные правила игры для участников и не всегда обеспечивает для заказчика выбор эффективного решения.

INLINE Technologies предлагает системы обработки и хранения данных. Каков в настоящее время спрос на эти продукты со стороны органов государственной власти и как он может измениться в ближайшем будущем?

Последние 5-10 лет основные потребности госзаказчиков охватывали проблемы сбора и обработки необходимой информации. К тому же такой информации тогда было сравнительно немного при том, что стоимость ее хранения была слишком высока. Поэтому до последнего времени применение крупных систем обработки и хранения информации, таких, как катастрофоустойчивые центры хранения данных, не были востребованы в госсекторе.

Сейчас мы как раз начинаем отмечать появление потребности в средствах хранения информации. Поэтому, с одной стороны, нельзя сказать, что госзаказчики уже используют эти решения в массовом порядке, а с другой – этот рынок, видимо, уже созрел.

Всем нашим заказчикам, в том числе и государственным, мы предлагаем большое количество масштабируемых решений от простых и небольших по возможностям хранения и обработки до высокопроизводительных катастрофоустойчивых центров обработки и хранения данных. У нас уже есть и опыт внедрения отдельных решений в органах государственной власти. Правда, пока это проекты не очень масштабные в силу причин, о которых я упомянул.

По мнению участников отрасли, рынок создания Интернет-порталов растет темпами, опережающими все остальные ИТ-направления, – 200% в год или более. Органы государственной власти также переходят на портальные решения. Какова динамика развития этого направления в госсекторе? Расскажите о работах INLINE Technologies по разработке и созданию портальных решений для госорганов.

К подобным оценкам я всегда отношусь с большой долей осторожности. Зачастую сверхвысокие цифры темпов роста могут отражать неправильный учет или вырожденную для рынка ситуацию. Ведь когда у вас есть на 100 человек одна буханка хлеба, и к ней вы добавили еще пару буханок, то прирост этих буханок составит тоже 200%. При этом совершенно очевидно, что накормить 100 человек тремя буханками хлеба невозможно. Мне кажется, на рынке порталов для госзаказчиков сейчас точно такая же ситуация. По нашим данным, за период с 1998 г. по настоящее время доля внедрения любых консалтинговых, портальных и прочих проектов, связанных с предложением услуг и программных решений в госсекторе, была очень мала по сравнению с внедрением инфраструктурных проектов. Хотя, безусловно, в последнее время интерес к подобным приложениям у госорганов заметно вырос.

Это отчасти объективный процесс, поскольку, чтобы пользоваться приложением, надо сначала построить инфраструктуру. С другой стороны, сама идея веб-приложений связана с осознанием эффективности от внедрения каких-то средств автоматизации. Поскольку такое осознание появилось, рост будет продолжаться. Мы рассчитываем, что в течение ближайших двух лет рынок может войти в стадию насыщенного спроса и темпы роста стабилизируются на более умеренном уровне.

В то же время я бы не отделял портальные технологии от той программно-аппратаной базы, на которой они строятся. И темпы роста 200%, скорее всего, относятся к динамике потребности заказчиков на некоторые услуги по созданию порталов, но не к росту спроса на остальные компоненты, обеспечивающие бизнес-функцию портала.

Со своей стороны мы осознаем необходимость развития этого направления, и у нас накапливается достаточный опыт для создания подобных систем от начала до конца. Сегодня мы ориентируемся на развитие проектов по построению порталов с помощью таких известных продуктов, как IBM WebSphere, собственных решений по управлению контентом на базе программно-аппаратных средств Cisco и информационно-аналитических систем корпоративного уровня на базе ПО Convera с развитыми возможностями по поиску и обработке неструктурированной информации.

INLINE Technologies проводила работы по созданию корпоративных сетей передачи данных (КСПД) для отделений Пенсионного фонда РФ (ОПФР). Расскажите об этом проекте подробнее – его развитии, современном состоянии, решенных и ближайших задачах.

Все проекты по созданию корпоративных сетей передачи данных в ОПФР были реализованы в рамках общей программы Пенсионного фонда по созданию единой интегрированной ИТ-инфраструктуры для передачи, обработки и хранения данных, охватывающей всю территорию Российской Федерации.

Перед INLINE Technologies, в частности, стояла задача объединить разнородные информационные системы в отделениях ПФР по Кировской, Пензенской, Тамбовской, Тверской и Ульяновской областям в единую интегрированную систему для обеспечения надежной, оперативной и защищенной передачи данных между структурными подразделениями ОПФР и обеспечения доступа пользователей к ресурсам автоматизированной информационной системе ОПФР.

Сетевая инфраструктура, созданная нами в этих отделениях ПФР, позволяет обеспечить пользователям такие услуги, как рассылка информационных сообщений; обмен файлами, факсимильными сообщениями и сообщениями электронной почты; синхронизация географически распределенных баз данных (БД) и удаленный доступ к БД в других подразделениях ПФР. Внедрение системы IP-телефонии позволило организовать единое номерное телефонное поле для всех узлов, а также снизить расходы на междугородные переговоры по сравнению с расценками традиционных телефонных операторов. Кроме того, информация в сети является надежно защищенной с помощью сертифицированных средств.

Я считаю, что этот проект уникален с точки зрения подхода и организации. Ведь если вдуматься, в Пенсионном фонде (ПФ) всего за пять лет практически создана инфраструктура, соединяющая почти 3 000 его офисов. И по уровню проникновения ИТ на территории страны ПФР опередил многих других госзаказчиков.

Следующий этап строительства сети передачи данных Пенсионного фонда предполагает соединение сегментов сети на верхнем уровне на базе федеральных округов и заключительное объединение окружных сегментов в центральном узле ПФ. Сейчас пока краевые и областные сегменты сети еще не соединены между собой, но работы уже ведутся.

Как осуществляется удаленный мониторинг созданной корпоративной сети передачи данных для отделений Пенсионного фонда РФ? Какие сложности возникают при работе с территориально-распределенной сетью такого масштаба?

Распределенная сеть Пенсионного фонда имеет в каждом из регионов свой эксплуатирующий персонал, и сеть каждого отдельного региона – это зона ответственности регионального персонала. В рамках работ по построению региональных КСПД INLINE Technologies проводит внедрение систем управления и мониторинга мультисервисных сетей.

На данный момент строительство верхнего уровня КСПД, объединяющего региональные подсети в единое целое, еще не закончено. После завершения этого этапа, без сомнения, возникнет потребность в централизованном решении задач мониторинга и менеджмента такой сети. Каким способом эта задача будет решена, определит заказчик. С моей точки зрения, передача функций мониторинга и управления сети в ведение сторонней компании – один из наиболее эффективных путей в данном случае.

Ваша компания занимается созданием систем сетевой безопасности. О каких проектах в этой сфере, реализованных для органов государственной власти, вы могли бы рассказать? Как вы в целом оцениваете оснащенность органов госвласти подобными системами?

Мы оцениваем оснащенность госструктур системами безопасности как очень высокую. Более того, политика государства в области систем безопасности всегда была, скажем так, повышенно активной. То количество регламентирующих документов, методических разработок и технологических решений, которые применялись госструктурами для сохранности своей информации, всегда было велико. И надо сказать, что ФАПСИ, в ведении которого находились эти вопросы, выполняло свои функции на достаточно высоком уровне и даже, на мой взгляд, с некоторым перебором.

В результате в настоящее время только Россия наряду с США имеет собственную криптографическую школу. Мы имеем не только собственные разработки, но и собственные стандарты и нормативы в этой сфере. Этому можно только аплодировать.

Но при этом дополнительная регламентация несколько сдерживает применение в госсекторе нешифровальных средств защиты, таких, как средства обнаружения атак или интеллектуальных полнофункциональных межсетевых экранов, особенно зарубежного производства. В этой области Россия до сих пор не имеет на мировом рынке конкурентоспособных продуктов. Существующие промышленные продукты не всегда достаточны и не всегда эффективны для решения текущих задач госорганов и отстают по своим характеристикам от западных аналогов. Тем не менее, я надеюсь, что в ближайшие 2-3 года эта ситуация изменится к лучшему, к этому есть предпосылки.

INLINE Technologies занимается системами как сетевой, так и информационной безопасности за исключением средств шифрования. В области защиты предачи данных мы поставляем заказчикам различные системы управления доступом, создаем системы безопасного удаленного доступа, организуем защиту корпоративных сетей, сетевых экранов и других систем. У нас достаточно прочные партнерские связи со специализированными разработчиками, что позволяет нам предлагать законченные комплексные решения, соответствующие отечественным стандартам, а также использовать наиболее эффективные продукты западных компаний, например, Cisco Systems, IBM, Sun Microsystems.

Среди наших проектов, интересных с точки зрения применения систем безопасности, хочется упомянуть проект по созданию корпоративной сети ВГТРК. Средства защиты информации и обнаружения атак, которые мы применили, были предназначены для предотвращения нежелательного доступа к общей информации в условиях большого трафика данных и высокой интенсивности групповой работы с контентом.

Как вы оцениваете усиление тенденций по переходу органов государственной власти на аутсорсинг? Какие виды задач будут в первую очередь переходить в ведение коммерческих структур при сохранении контроля со стороны госзакзчиков?

Строго говоря, делегирование решения собственных задач сторонней компании аутсорсингом не является. Но в любом случае тенденция к заказу услуг сторонним компаниям у госзаказчиков (например, услуг по техническому обслуживанию) есть, и мы, конечно же, отмечаем ее рост. Впрочем, если бы этого не происходило, думаю, вряд ли можно было бы вообще говорить о развитии рынка ИТ и ИТ-услуг в госсекторе, в частности.

В этой области мы наблюдаем прежде всего увеличение доли передаваемых сторонним компаниям сервисных работ. Это связано с тем, что на фоне все возрастающей доли комплексных масштабных ИТ-решений в государственных организациях становится все сложнее найти квалифицированных специалистов по поддержке этих систем.

По нашим оценкам, помимо задач в области техобслуживания, в ближайшем будущем в ведение сторонних профессиональных компаний будут также переходить задачи в области удаленного мониторинга сложных инфокоммуникационных комплексов.

Со своей стороны, мы как компания, профессионально работающая на рынке системной интеграции, всегда пойдем навстречу госзаказчикам в таких вопросах, как сторонняя эксплуатация сетей и систем, а также разработка и создание концепций систем, задействование сторонних ресурсов разработки программного обеспечения для автоматизации отдельных участков.

Какие направлениям информатизация органов государственной власти будут развиваться наиболее интенсивно в 2005-2006 гг?

Делать какие-либо прогнозы на такой короткий срок довольно затруднительно. Дело в том, что жизненный цикл любого проекта в государственной сфере, в отличие от коммерческого сектора, намного дольше. Здесь требуется намного больше времени на различные согласования, утверждения и другие бюрократические процедуры. В результате то, на что сегодня наблюдается спрос, воплотится в жизнь в лучшем случае через год.

Тем не менее, как я уже говорил, сейчас в органах государственной власти завершается этап создания средств сбора и передачи информации. Соответственно, теперь в большей степени будут востребованы средства обработки и хранения данных, и эта тенденция будет обязательно развиваться.

В ближайшие годы также неизбежно будет расти спрос на различные системы управления и контроля ИТ-ресурсов, инвентаризации и обнаружения неисправностей, поскольку масштабы создаваемых систем превышают человеческие возможности по контролю над ними.

Безусловно, возрастет роль приложений и разработки прикладного ПО. Это могут быть порталы или аналоги ERP-систем, инструменты бухучета или что-то еще, но в любом случае интерес к программным средствам у госзаказчиков определенно будет расти начиная примерно с 2006 г.


Наверх
Вопрос эксперту
Владимир Саморезов
Системы мониторинга (APM, NPM), системы ITSM
Сергей Гаврилов
Серверы, СХД, системы виртуализации
Олег Сухов
Видеонаблюдение, биометрия, системы контроля доступа
Александр Переведенцев
Инженерная инфраструктура ЦОД
Александр Удалов
Обслуживание систем и аутсорсинг
Константин Соловьев
КСПД, центры обработки данных, технологические сети
Дмитрий Мороз
Информационная безопасность
  
|  Карта сайта
1-й Волоколамский пр-д, 10, стр. 1, эт. 6, Москва, 123060   Телефон/факс: +7 (495) 721-35-05   эл. почта: info@in-line.ru   Схема проезда
    © 2010-2019  ООО «Инлайн технолоджис»