INLINE Technologies
Eng

Публикации

CNews Analytics, обзор «Рынок корпоративного ПО 2005»

Сергей Сафонов: «При успешном внедрении инвестиции в системы управления окупаются за 2–3 года»

Сергей СафоновНа вопросы CNews отвечает Сергей Сафонов, директор департамента программных решений компании INLINE Technologies

Как изменялся, по вашим наблюдениям, спрос отечественного бизнеса на управленческие системы в последние годы?

В начале перестройки, когда появилась возможность заниматься частной предпринимательской деятельностью, рынки сбыта в нашей стране не были насыщены. Это позволяло компаниям увеличивать обороты и прибыли за счет простого расширения и увеличения производства. Сейчас наступает этап насыщения рынков, что, естественно, приводит к росту конкуренции и как следствие – к необходимости перехода от экстенсивных к интенсивным способам развития.

Сегодня большинство руководителей и собственников предприятий приходят к идее внедрения систем управления для того, чтобы перевести свой бизнес на качественно иной уровень. При этом большинство из них считают, что нет необходимости изобретать велосипед, а целесообразнее воспользоваться уже разработанной методологией (best practices), позволяющей повысить эффективность бизнеса, в том числе сократить издержки, найти скрытые внутренние резервы, а также освоить новые рынки сбыта.

Таким образом, спрос отечественного бизнеса на управленческие системы, а точнее, потребность в таких системах, в основном формировался в течение нескольких последних лет. И с учетом перспектив развития экономики востребованность управленческих систем будет увеличиваться.

Какие факторы, на ваш взгляд, стимулируют рост рынка систем управления ИТ-инфраструктурой в России?

Среди основных факторов, стимулирующих расширение спроса на системы управления ИТ-ресурсами, на мой взгляд, можно выделить следующие.

Во-первых, это желание высшего бизнес- и ИТ-руководства предприятия составить ясное представление о том, какова отдача от сделанных в ИТ инвестиций. И при этом – если не повысить окупаемость вложенных средств, то хотя бы гарантированно обеспечить управляемость инфраструктурой, планировать и управлять издержками.

Подобная ситуация, как правило, возникает тогда, когда на предприятии уже закуплено большое количество различных программно-аппаратных сетевых и информационных систем и компонентов, которые могут работать или не работать вместе.

Во-вторых, стремление руководителей ИТ-подразделений представить свою службу не как «черный ящик», в котором исчезают деньги, а как инструмент, который помогает их зарабатывать. И тем самым поднять свой авторитет в компании. Это обусловлено профессиональным ростом руководителей ИТ-подразделений.

Еще один важный фактор – увеличение доли информационных систем в обеспечении бизнес-процессов предприятия, требующего более высокого уровня надежности, устойчивости и предсказуемости инфраструктуры.

Следует также отметить, что по мере того, как усложняется, расширяется и совершенствуется ИТ-инфраструктура российских компаний, на повестке дня оказываются вопросы, которые еще несколько лет назад не казались острыми и насущными. В основном они связаны с происходящим переходом от частных, локальных методов использования отдельных утилит для каждой конкретной операции к комплексному подходу.

С ростом компаний увеличиваются и размеры ИТ-подразделений, объемы активов, находящихся на их балансах, и географическая распределенность подразделений. В результате возрастает сложность управления, и ИТ-директора постепенно приходят к необходимости внедрения системы управления для ИТ-подразделения, которая, по сути, является аналогом ERP-системы для управления предприятием.

С какими проблемами при выборе системы управления ИТ-инфраструктурой сталкиваются сегодня российские компании?

Рынок систем управления ИТ-инфраструктурой в нашей стране только формируется. Он чем-то похож на рынок ERP-систем конца 90-х годов.

С одной стороны, потребители осознают возрастающую сложность управления предприятием (ИТ-подразделением) и необходимость качественных изменений, с другой – у них нет четкого понимания того, что и как необходимо сделать для перехода на принципиально иной уровень. Потребители советуются друг с другом, изучают рынок, но поставщиков, которые могли бы квалифицированно ответить на их вопросы, пока еще недостаточно.

Вендоры и системные интеграторы предлагают множество разных решений. Все они красиво оформлены, и каждое обещает полную автоматизацию. Однако реально успешных внедрений мало – значительно больше, к сожалению, негативных отзывов.

Парадоксально, но вендоры и системные интеграторы в большинстве своем не имеют необходимого опыта и знаний для реализации действительно комплексных проектов в области управления ИТ-инфраструктурой. «Комплексные» означает «начиная от разработки ИТ-стратегии, различных процессов управления финансами, проектами, системами, персоналом и пр. и заканчивая внедрением процессов и технологий, включая выстраивание процессов и механизмов совершенствования ИТ организации».

Иностранные консультанты и интеграторы все еще с трудом работают в России. Во-первых, у них мало русскоговорящих специалистов, а привлечение российских инженеров в силу культурных, языковых, профессиональных и экономических различий не приносит положительных результатов. Во-вторых, западные методики сильно ориентируются на стоимость персонала. А данный подход в России практически не дает ожидаемой отдачи от внедрения систем управления. Кроме этого, мало российских заказчиков, готовых к консалтингу в области ИТ. Немногие понимают, что успех любого проекта в значительной степени зависит от организованности и зрелости самого заказчика, от его готовности к проектно-ориентированным отношениям.

Какие ресурсы, на ваш взгляд, целесообразнее задействовать при внедрении и поддержке системы управления ИТ-инфраструктурой (собственный ИТ-отдел, сторонние компании)?

При рассмотрении вопроса о внедрении системы управления ИТ-инфраструктурой и методики ее реализации необходимо прежде всего обозначить цели, которые предполагается достичь, и определить границы внедрения. Исходя из этого, можно выбирать и методику внедрения, и команду, и инструменты.

Сразу скажу, что не следует делать выбор системы управления, основываясь на бесплатном пилотном проекте, который предлагает вендор или системный интегратор. Также не следует поручать собственным специалистам разбираться с функциональностью системы и определять ее полезность.

Среди ИТ-руководителей предприятий бытует ошибочное мнение: поскольку ИТ-подразделение – это не компания, а серверы и информационные системы – не люди и не материалы, можно быстро установить новую программу и сразу понять, насколько она лучше предыдущей. А раз так, то и системный интегратор, предлагающий решение, должен сделать «пилот» бесплатно. Ну а если нет – собственный ИТ-отдел сам разберется с новым ПО и скажет, годится оно или нет.

В первом случае вендор или системный интегратор покажет «веселые картинки» – заранее сделанную демонстрацию с ограниченной функциональностью и только с тем, что безусловно работает. Но поскольку каждая компания уникальна, то при попытке внедрить демонстрационный продукт выяснится масса деталей, которые в конечном счете не позволят успешно эксплуатировать систему управления.

Как показывает опыт, в 95% случаев это приводит не только к потере денег, но что еще хуже – к потере времени. К моменту осознания того, что демонстрационный продукт неэффективен, пройдет как минимум год.

При оценке системы управления информационными ресурсами собственным ИТ-отделом предприятия нередко возникнет сопротивление сотрудников данного отдела. ИТ-специалисты, в том числе системные администраторы, привыкают работать с определенными инструментами. Однако это вовсе не означает, что именно эти инструменты оптимальны, а действия сотрудников – наилучшие из возможных.

Хочу подчеркнуть, что так же, как ERP-системы, системы управления информационными ресурсами имеют свойство, весьма востребованное руководителями и не слишком ценимое исполнителями, – они повышают прозрачность работы. Становится ясной общая структура выполняемых процессов, а вместе с этим – вклад и ошибки каждого сотрудника. Приятное ощущение незаменимости исчезает, а сокровенное знание о том, «как все это сделано», оказывается легко отчуждаемым. Поэтому вряд ли можно ожидать от персонала страстного желания внедрять то, что приведет к потере его значимости.

Правильным подходом к внедрению систем управления ИТ-инфраструктурой и ИТ-подразделением является привлечение системного интегратора, который проведет серьезную предпроектную подготовку и, основываясь на анализе ресурсов и потребностей заказчика, предложит необходимую функциональность, затем разработает план постепенного внедрения новых функций и инструментов. Реализация каждого этапа должна сопровождаться одновременным изменением бизнес-процессов ИТ-подразделения, регламентов работы сотрудников и соответствующим обучением. Все внедрение целесообразно разбить на значимые этапы, по окончании которых заказчик должен увидеть реальную пользу от внедрения новых модулей системы, а интегратор – проанализировать результаты и внести соответствующие коррективы в следующие этапы.

Как вы оцениваете эффективность инвестиций в управленческие приложения сегодня?

Внедрение управленческих систем позволяет компаниям повысить управляемость, сократить издержки и найти новые способы получения прибыли.

Анализ успешных внедрений показывает, что производственные компании получают возможность существенно повысить оборачиваемость активов, сократить затраты, повысить эффективность работы сотрудников. Если внедрение успешно, инвестиции в системы управления, как правило, окупаются в течение 2–3 лет.

На мой взгляд, инвестиции в различные системы управления будут расти, поскольку в силу исторических и культурных особенностей процессы менеджмента на наших предприятиях сопровождаются значительными издержками.

Однако эти инвестиции принесут отдачу только в том случае, если будут делаться обдуманно, с привлечением квалифицированных партнеров – интеграторов, при обязательном постоянном контроле высшего руководства или собственника компании-заказчика.

Какие из своих последних проектов по внедрению управленческих систем вы могли бы выделить особо?

Наш основной заказчик – ИТ-подразделения крупных компаний. Именно для них предназначены наши управленческие решения. Мы предоставляем полный спектр услуг начиная от разработки ИТ-стратегии и методов трансформации ИТ-подразделения из затратного в прибыльное и заканчивая проектированием, внедрением и сервисным обслуживанием решений в области сетевых, серверных и программных технологий.

Например, сейчас в стадии опытной эксплуатации находится проект по улучшению системы информационной безопасности для одного из крупнейших российских банков с разветвленной филиальной сетью. Мы провели обследование организационной структуры, процессов и инфраструктуры банка, определили места, в которых необходимо или возможно повышение безопасности, предложили комплекс решений и долгосрочных мероприятий.

В рамках реализации одного из этапов проекта нами впервые в России было реализовано решение по интеграции компонентов информационной безопасности на сетевом, аппаратном и программном уровнях. В результате заказчик получил централизованную систему мониторинга и управления всеми компонентами ИТ-инфраструктуры с точки зрения информационной безопасности. Данная система обеспечивает автоматизацию и контроль исполнения политик безопасности банка; значительно снижает количество ошибок и потенциальных угроз, связанных с человеческим фактором; повышает удобство работы конечных пользователей с информационными системами и позволяет открыть новые сервисы без угрозы для информационной безопасности.


Наверх
Вопрос эксперту
Сергей Гаврилов
Серверы, СХД, системы виртуализации
Олег Сухов
Видеонаблюдение, биометрия, системы контроля доступа
Александр Переведенцев
Инженерная инфраструктура ЦОД
Александр Удалов
Обслуживание систем и аутсорсинг
Константин Соловьев
КСПД, центры обработки данных, технологические сети
Дмитрий Мороз
Информационная безопасность
  
|  Карта сайта
1-й Волоколамский пр-д, 10, стр. 1, эт. 6, Москва, 123060   Телефон/факс: +7 (495) 721-35-05   эл. почта: info@in-line.ru   Схема проезда
    © 2010-2019  ООО «Инлайн технолоджис»