INLINE Technologies
Eng

Публикации

CNews Analytics, обзор «Рынок ИТ: итоги 2007»

Сергей Крюков: К российским компаниям пришло понимание того, что информацией нужно управлять

Сергей КрюковО ключевых трендах российского ИТ-рынка в 2007 году, о наиболее востребованных решениях, о проблемах, с которыми сталкиваются интеграторы при реализации высокотехнологичных проектов, в интервью CNews рассказал генеральный директор компании INLINE Technologies Сергей Крюков.

Какие тенденции на российском ИТ-рынке в 2007 году вы можете отметить в числе ключевых? Какие наиболее значимые изменения здесь произошли, по вашим наблюдениям?

Очевидно, что ключевой тенденцией на российском ИТ-рынке было укрупнение игроков. Процесс, который начался в предыдущие годы, в 2007году приобрел достаточно массовый характер. В прошлом году о своем слиянии объявили такие компании, как IBS и «Борлас», «Систематика» и TopS BI, «Компьюлинк» и Redlab, «Би-Эй-Си» и «Стэп Лоджик», «Оптима» и «Альфа-Интегратор». Список этот не окончательный, поскольку и другие ведущие компании объединились, а крупные игроки продолжили скупку нишевых.

Другой заметной тенденцией на рынке информационных технологий стал рост числа ИТ-компаний, которые намерены осуществить первоначальное размещение акций. О своих планах по проведению IPO уже объявили IBS и «Компьюлинк».

К сожалению, в 2007 году еще более заметным стал дефицит высококвалифицированных ИТ-специалистов. И это уже не эпизодические явления, а тенденция. Все чаще для реализации комплексных проектов ИТ-игроки вынуждены привлекать сотрудников из других компаний. Правда, приходится констатировать, что это не всегда эффективно. Во-первых, человек, приходящий из другой «команды», не станет по максимуму выкладываться ради «чужого» проекта и не будет пренебрегать своими обязанностями на основном месте работы. Во-вторых, не всегда можно правильно оценить участие привлеченного специалиста в проекте. В итоге результативность его работы может оказаться ниже ожидаемой. Для большинства ИТ-компаний «кадровый голод» — серьезная проблема.

И, наконец, еще одна заметная тенденция на рынке ИТ в 2007 году, которая будет наблюдаться в дальнейшем, — это развитие информационных технологий в государственном секторе.

Можно ли утверждать, что информатизация государственного сектора в 2006–2007 годах обгоняла по динамике корпоративный сектор? Как долго, на ваш взгляд, сохранится такая ситуация?

Динамика информатизации в государственном секторе действительно выше, чем в корпоративном. Я бы даже отнес информатизацию органов власти к категории национальных проектов — наряду с проектами «Здоровье», «Образование», «Жилье». Эта ситуация возникла по двум основным причинам. Первая — деньги у государства есть, их много, и они сейчас активно осваиваются. Вторая причина — отсутствие во многих российских госструктурах информатизации как таковой. Сегодня в первую очередь автоматизируются фискальные органы — таможенные, налоговые, миграционные службы, суды и т.д. Я думаю, в ближайшие несколько лет количество ИТ-проектов в государственном секторе будет увеличиваться. При усилении роли государства неизбежно и усиление его информационного обеспечения.

Информатизация корпоративного сектора сегодня растет, прежде всего, в областях, связанных с ритейлом. Например, продолжает набирать обороты автоматизация банков, работающих с частными клиентами. Это связано с необходимостью их привлечения и удержания путем предложения им новых услуг, а также с увеличением количества кредитов и необходимостью отслеживать кредитные истории. На Западе уровень информатизации так называемых консьюмерных направлений гораздо выше. Это и различные платежные системы, и доступ в Интернет, и возможность отслеживать состояние своего «умного дома», и системы слежения за происходящим на улице. Так что здесь России есть что развивать.

Что касается автоматизации промышленности, то информатизация необходима, прежде всего, тем предприятиям, которые работают в условиях жесткой конкуренции и должны строго контролировать затраты. Им надо учитывать, сколько энергии расходуется, к примеру, на выплавку металла, изготовление того или иного изделия. С помощью ИТ они могут контролировать и, соответственно, уменьшать себестоимость продукции. Там, где конкуренция низка, информационных технологий немного. К примеру, доля ИТ в строительстве очень мала.

Еще один сегмент корпоративного рынка, где ИТ востребованы — предприятия, сотрудничающие с зарубежными компаниями. Это заводы, построенные иностранными фирмами. Стоит отметить, что там, где работают иностранные менеджеры и специалисты, уровень автоматизации выше. У западных компаний свои ИТ-стандарты, у них более жесткие требования к качеству, передаче и хранению информации. И российским партнерам приходится этим требованиям и стандартам соответствовать.

В заключение скажу, что в обозримой перспективе информатизация государственного сектора по динамике будет обгонять корпоративный, пока высоки цены на нефть. Если они упадут, на автоматизацию, я думаю, будет выделяться гораздо меньше денег.

Какие новые отраслевые сегменты представляли в 2007 году интерес для российских ИТ-игроков?

Во-первых, это ритейловый сегмент. Сейчас активно автоматизируются предприятия, связанные с продажей автомобилей, недвижимости, продовольствия. В розничной торговле внедряются системы электронных платежей, складского учета, инвентаризации товаров, штрих-кодирования, автоматизируются кассовые операции.

Во-вторых, это сектор медицинских услуг, и в первую очередь — телемедицина. Истории болезни, рентгеновские снимки уже сегодня можно хранить в электронном виде. Кроме того, существуют решения, позволяющие автоматизировать процессы многопрофильного медицинского учреждения, в том числе работу регистратур, финансовых подразделений, а также систематизировать поступающую информацию. Например, в портфеле решений нашей компании есть контакт-центр, который может быть построен на оборудовании Cisco, Avaya и любой медицинской информационной системы.

Третий отраслевой сегмент, на который ИТ-компании обратили внимание в последнее время, — предприятия ЖКХ. Правда, здесь не все однозначно. С одной стороны, в ЖКХ востребованы системы по учету энергии, воды, тепла и управлению их расходованием, системы оплаты коммунальных услуг через Интернет. С другой — ИТ-компании к разработке и внедрению данных решений проявляют еще недостаточно интереса, поскольку маржинальность подобных проектов для ведущих интеграторов пока недостаточно привлекательна. Но этот рынок растет, и тенденция к росту сохранится.

Наконец, высока востребованность решений в области безопасности. В Москве, например, практически на всех крупных перекрестках установлены камеры слежения за обстановкой на дорогах; увеличивается число жилых домов, в подъездах которых есть видеокамеры.

Это что касается новых отраслевых сегментов, заинтересовавших ИТ-игроков в последнее время. Но и традиционные отрасли ИТ-компании не оставляют своим вниманием: это промышленность, металлургия, банки, государственный сектор.

Ведущие игроки сохраняют интерес к рынку мобильной связи, сегменту Интернет-услуг. Естественно, это приведет к необходимости развития городских сетей и, как следствие — к росту числа операторов и расширению спектра предлагаемых ими услуг.

На какие ИТ-решения в в наибольшей степени вырос спрос заказчиков в 2007 году?

Прежде всего, спрос заказчиков вырос на консалтинговые услуги: проведение аудита, разработка стратегии, написание системных проектов, а также на программные продукты. Это системы документооборота, CRM-системы, Service Desk. Увеличилась потребность в системах управления и мониторинга. Более того, спрос на эти продукты продолжает расти — в большей степени потому, что время активной покупки «железа» прошло. У российских заказчиков созрело понимание того, что информацией нужно управлять.

Следовательно, тенденция такова: сначала задумываются о покупке ERP- или CRM-системы, затем закупается «железо», а потом системы управления и мониторинга. Спрос на системы хранения и обработки данных растет, поскольку накапливается большой объем информации, которой нужно управлять. Все более востребованными становятся решения, связанные с безопасным хранением, обработкой и передачей информации. В 2007 году традиционно высоким оставался спрос на сетевые технологии.

Если посмотреть на географию ИТ-проектов, нетрудно заметить, что в основном они сосредоточены в центре, а регионы слабее охвачены процессом автоматизации. При этом отрадно констатировать, что внедрение ИТ в регионах набирает темпы, и, я думаю, эта тенденция сохранится. Сейчас интенсивно информатизируются многие крупные города — например, Санкт-Петербург, Новосибирск. А в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи будет увеличиваться потребность в различных телекоммуникационных услугах в Краснодарском крае.

Какие направления деятельности INLINE Technologies развивались в 2007 году наиболее динамично? Какие новые продукты и услуги появились в вашем портфеле?

Мы развиваем то, на что есть спрос, и развиваемся так, чтобы быть готовыми к появлению новых потребностей в бизнесе заказчиков. В 2007 году мы развивали ИТ-консалтинг как отдельное направление деятельности. И уже в 4-м квартале реализовали консалтинговых проектов на 32 млн руб. Мы начали заниматься внедрением систем Help Desk, систем автоматизации сервисного обслуживания, управления документооборотом на платформе Documentum. Уже есть ряд успешных проектов по этим направлениям.

В сентябре прошлого года мы объявили о выпуске на рынок системы проведения совещаний «Селектор». Это наш собственный программный продукт, который создан на базе решения IP-телефонии Cisco и разработанного нами ПО. Сейчас «Селектор» находится в тестовой эксплуатации в «Роснедвижимости» и внедрен в компании «Кунгур. Нефтегазовое оборудование и сервисы». Я уже упоминал о контакт-центре для медицинских учреждений. В нашем портфеле появились также контакт-центры для государственных учреждений, в том числе и для ЖКХ, для банков и страховых компаний.

В прошлом году мы реализовали множество проектов по системам хранения и обработки данных. При этом значительное внимание уделили решениям для хранения медийной информации, которые внедрили в таких компаниях, как «Амедиа» и информационный канал Russia Today TV. Мы постоянно наращиваем экспертизу и приобретаем практический опыт в области разработки и построения централизованных и распределенных центров хранения и обработки данных. Кроме того, INLINE Technologies давно и успешно внедряет инженерные системы разного уровня. Это позволило нам разработать законченное решение для автоматизации центров хранения и обработки данных, включающее построение систем бесперебойного питания, кондиционирования, инженерных систем. Естественно, в такой ЦОД входят и серверы, и программные продукты.

Насколько сложно компании оставаться мультивендорной при растущей конкуренции поставщиков инфраструктурных решений?

Нам как интеграторам необходимо уметь выстраивать отношения даже с конкурирующими вендорами. Более того, существующая между ними конкуренция позволяет нам привлекать большее внимание компании-партнера к проблемам, возникающим при работе и с заказчиком, и с нами. Со своей стороны мы должны показать заказчику лучшие на данный момент решения из разных областей, а для этого нужно понимать политику вендоров и знать их продукты. Мы должны предложить решение, в котором можно соединить лучшие продукты разных вендоров в единую мультисервисную сеть, в единый центр хранения и обработки данных или в какой-то другой комплекс.

Конечно, работать с вендорами непросто. С одной стороны, интегратор должен блюсти интересы заказчика и собственные интересы, добавляя в свой портфель решения новых производителей, а с другой — следовать требованиям вендора. Если у производителя существуют требования по объему продаж, то у его компании-партнера появятся низкомаржинальные продажи, то есть будет происходить просто отгрузка оборудования. А интегратор, имеющий разнообразную экспертизу, может зарабатывать деньги на услугах. И в этом случае по большому счету требования интегратора и вендора друг к другу минимальны.

Сейчас все отчетливее начинает проявляться тенденция разделения на компании, которые будут заниматься низкомаржинальными поставками, и компании, которые будут развиваться в области предоставления интеллектуальных услуг. Первые, соответственно, станут ритейлерами, дистрибьюторами, будут поставлять оборудование под 5-7% маржи. А вторые станут зарабатывать на предоставлении ИТ-услуг, а технику, вероятнее всего, будут поставлять в гораздо меньшем объеме или с добавлением, например, собственных программных разработок. При такой ситуации можно без ущемления интересов одного или другого вендора проектировать решение, которое наиболее приемлемо для заказчика. А заказчик сам станет выбирать, у кого покупать оборудование, а кому доверить реализацию проекта.

Какие проекты, реализованные вашей компанией в 2007 году, можно отметить в числе ключевых?

Частично я уже ответил на этот вопрос. Помимо названных, хочу отметить проекты, реализованные INLINE Technologies для вертолетного завода им. М.Л. Миля, Пенсионного фонда РФ, компании «ЕвроХим», компании «ВымпелКом».

Эти и другие проекты позволили нам значительно обогатить свою экспертизу в области создания крупных территориально распределенных сетевых инфраструктур, центров хранения и обработки данных, систем контроля сетевой безопасности.

Каковы планы развития вашей компании в 2008 году?

В своих планах мы исходим из того, что темпы роста нашего бизнеса будут выше средних по рынку, то есть составят более 40%. Это обусловлено тем, что мы постоянно расширяем спектр тех решений, продуктов и услуг, которые в наибольшей степени необходимы нашим заказчикам. Сегодня это, прежде всего, интеллектуальные услуги: различные виды консалтинга, сопровождение информационных инфраструктур, аутсорсинг. При этом больше внимания в течение ближайшего года мы планируем уделять работе над региональными проектами.


Наверх
Вопрос эксперту
Сергей Гаврилов
Серверы, СХД, системы виртуализации
Олег Сухов
Видеонаблюдение, биометрия, системы контроля доступа
Александр Переведенцев
Инженерная инфраструктура ЦОД
Александр Удалов
Обслуживание систем и аутсорсинг
Константин Соловьев
КСПД, центры обработки данных, технологические сети
Дмитрий Мороз
Информационная безопасность
  
|  Карта сайта
1-й Волоколамский пр-д, 10, стр. 1, эт. 6, Москва, 123060   Телефон/факс: +7 (495) 721-35-05   эл. почта: info@in-line.ru   Схема проезда
    © 2010-2019  ООО «Инлайн технолоджис»