INLINE Technologies
Eng

Публикации

IT News, № 23, 9 декабря 2008

Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией

Алексей ЗабродинСергей Иванов: Ситуационные центры становятся все более актуальной темой не только для государственных ведомств, но и для коммерческих структур. Свои соображения по этому поводу охотно высказывают даже неспециалисты. Однако, как это часто бывает, то, что на первый взгляд кажется понятным и простым, при рассмотрении с профессиональной точки зрения выглядит гораздо сложнее и глубже. Что же представляют собой ситуационные центры и чем интересна практика их применения? Наш корреспондент постарался выяснить это в беседе с техническим директором компании INLINE Technologies Алексеем Забродиным.

Расскажите, пожалуйста, какие задачи решают ситуационные центры?

По представлениям многих, ситуационный центр – это прежде всего большой зал, где множество экспертов, аналитиков и руководителей, расположившись перед гигантскими экранами с диаграммами, документами, видео в реальном масштабе времени и другими изображениями, принимают важные решения. И в реальности все примерно так и выглядит, но это лишь внешняя сторона. Чтобы глубже уяснить, что же такое ситуационный центр, необходимо в первую очередь представлять, для чего он применяется. Частичный ответ содержится в самом названии: ситуационный центр – это место, где группа специалистов по долгу своей службы принимает те или иные решения в различных ситуациях или подготавливает такие решения. Для этой деятельности требуется набор максимально достоверных и в достаточной степени полных исходных данных. А эти данные следует собрать, обработать с помощью апробированных методик и алгоритмов в рамках принятых организацией моделей представить в наглядной форме. Затем уже обработанные данные следует сохранить, обеспечив к ним доступ для использования. Подобная схема применяется практически в любом ситуационном центре. Проще говоря, ситуационный центр призван обеспечить принятие необходимых решений с удовлетворяющей степенью оперативности.

Какие из известных структур подпадают под понятие «ситуационный центр»?

В первую очередь это такие организации, как Центр управления полетами, Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ, ситуационные центры государственных органов. Но и у торгово-дилинговой службы какого-нибудь финансово-кредитного учреждения тоже имеется такого рода центр, позволяющий ей отслеживать ситуацию на рынках и оперативно принимать необходимые решения. Вообще говоря, любая развитая служба безопасности уважающей себя организации имеет в своем составе своего рода ситуационный центр оперативного слежения за обстановкой на охраняемом предприятии. И примеров тут можно приводить множество, поскольку ситуационным центром в принципе можно считать любой объект, позволяющий получать информацию, обрабатывать ее в рамках модели, отображать в наглядном виде для принятия решения или его подготовки, а также сохранять эту информацию для повторного использования.

При таком разнообразии применения ситуационные центры, наверное, должны иметь соответствующую «специализацию»?

Совершенно верно. Если не вдаваться в наукоемкие определения и классификации ситуационного и информационного моделирования, такие центры можно разделить на несколько типов в зависимости от их свойств и предназначения. Так, ситуационные центры могут служить: а) для мониторинга или контроля над сложным объектом или системой; б) для функций управления – здесь они нередко выполняют еще и функции контроля; в) для экстренного реагирования – часть таких задач совпадает с задачами центров мониторинга и контроля; г) многоцелевые ситуационные центры комплексного назначения. Можно классифицировать центры по степени оперативности: оперативного управления, аналитические и смешанного типа. Кроме того, различают стационарные и мобильные ситуационные центры, а также комбинированные. Последние состоят из стационарного ядра и мобильных оперативных групп.

А принципы организации работы в каждом центре тоже разные или строятся по одинаковой схеме?

Внешне ситуационные центры могут выглядеть совершенно по-разному. Одни могут содержать развитые системы отображения информации, например видеостены, другие, напротив, не очень нуждаются в средствах отображения. Тут все зависит от целевой направленности. Объединяет же разные ситуационные центры общая структура, о которой я уже говорил: в любом центре есть подсистемы сбора информации, обработки, отображения, хранения и т. д. Различия же между ситуационными центрами лежат на более глубоком уровне. Так, в системе сбора информации могут присутствовать многие источники как структурированной, так и неструктурированной информации; она может быть уже полностью или частично обработана, а может сохраняться в первозданном виде, как, например, статистические данные прошлых периодов, котировки ценных бумаг, видеоинформация о транспортном потоке, телепередача или какой-нибудь Интернет-портал. Все, повторяю, зависит от направленности конкретного ситуационного центра. Кроме того, есть различия в обработке разного рода информации, причем как в методах и алгоритмах, так и в требованиях к оперативности этой обработки. Например, распознавание государственных регистрационных номеров автомобилей в потоке требует максимальной оперативности, а при анализе телепередач для выявления степени освещения тех или иных процессов в масштабах страны, региона или отдельно взятой отрасли такая скорость обработки не нужна. При этом в обоих случаях будут применяться одни и те же алгоритмы анализа неструктурированных данных, таких как видеоизображения и аудиоинформация.

Системы отображения информации, видимо, тоже могут сильно различаться?

Конечно, ведь очень часто необходимо предоставить одну и ту же информацию широкому кругу заинтересованных участников. В подобных случаях создаются общие системы коллективного просмотра, такие как видеостены, или отображение производится на больших проецируемых экранах. Если же в центре предполагается персональная работа аналитиков и экспертов, то в нем преобладают персональные системы отображения. Нередко, кстати, в универсальных многофункциональных ситуационных центрах применяются оба варианта. Однако при всем разнообразии ситуационных центров у них немало общих черт. В частности, в большинстве случаев предъявляются сходные требования к надежности хранения огромных объемов информации, к обеспечению доступа, пусть и с различной степенью оперативности. А здесь уже без применения современных технологий, например иерархических систем хранения, обойтись невозможно.

Может ли предприятие само создать ситуационный центр или ему нужно обращаться к помощи системного интегратора?

Создать современный ситуационный центр без использования высоких технологий сегодня вряд ли удастся. Чтобы в этом убедиться, достаточно перечислить источники, из которых производится сбор информации. Возьмем, например, Интернет. Для того чтобы пользоваться этой сетью, требуется специализированное ПО. Подключение же к различным информационным источникам государственных и коммерческих организаций, например информационным агентствам, невозможно без надежных скоростных каналов передачи данных. Сбор аудио-, видеоинформации нереален без применения цифрового телевидения. В свою очередь обработка информации также базируется на применении специализированного программного обеспечения, например, для распознавания и анализа аудио-, видеоинформации, обработки и анализа связей в слабо связанной информации из социальных сетей, для работы с Интернетом и другими ресурсами. Для всего этого требуется очень большая вычислительная мощность, которую могут обеспечить только современные, правильно спроектированные и созданные информационные системы. Более того, любой ситуационный центр должен быть смоделирован, спроектирован и создан с учетом строгих требований к организации его работы. Все процессы должны быть отлажены и жестко контролируемы.

И здесь уже, наверное, не обойтись без автоматизации этих рабочих процессов?

Как раз это я и хотел сказать. Нужно принять во внимание разнообразие информации, циркулирующей в рамках ситуационного центра, а также множественность источников ее поступления, иерархию и последовательность коллективной обработки, требования к сохранности и доступности информации и многие другие аспекты. Нельзя также не учитывать постоянный рост объема данных, что выдвигает дополнительные требования к масштабированию всех информационных систем ситуационного центра. Причем зачастую регламентные работы и работы по модернизации должны проводиться без остановки функционирования служб и сервисов центра. Такие задачи на сегодняшний день решаются только с применением систем высокой доступности и систем виртуализации вычислительных систем и систем хранения. Нельзя не сказать и о необходимости создания многоуровневых сегментированных интеллектуальных систем информационной безопасности ситуационных центров и высочайших к ним требованиях. С учетом всего сказанного, думаю, становится совершенно очевидным, что зачастую предприятию или организации практически невозможно своими силами построить и обслуживать системы такого класса сложности, как ситуационный центр. Эту задачу должны решать системные интеграторы, в специализацию и компетенцию которых входит создание и обслуживание подобных систем.

Каким вы видите развитие ситуационных центров в нашей стране?

Приведу довольно банальное, но от этого, уверен, не менее справедливое утверждение: во все времена сильнее будет тот, кто обладает своевременной и надежной информацией. А с развитием технологий объемы информации в мире неумолимо растут, и она становится все доступнее и сложнее в обработке. Появляются и развиваются новые ее источники, например Интернет, электронные и цифровые средства массовой информации. Растет число социальных и профессиональных сетей, совершенствуются средства электронных коммуникаций, облегчая взаимодействие и вместе с тем порождая большое количество новой информации. Возрастают возможности ее сбора и анализа. Все это очевидные факторы, стимулирующие дальнейшее развитие ситуационных центров. И в этой связи я хотел бы выделить тенденцию к созданию «виртуальных» ситуационных центров как одну из наиболее интересных и перспективных. Представьте себе, что анализировать или управлять надо не реальной, а виртуальной системой или объектом. Необходимо не просто контролировать виртуальность, но и моделировать ее, управлять ею. Как, например, с применением информационных технологий смоделировать ситуацию, которая может возникнуть через десять лет после выборов президента в той или иной стране? Или какие последствия для мировой экономики повлечет неосторожно сказанная кем-то из влиятельных политиков фраза? Какие действия необходимо произвести, чтобы повлиять на общественное мнение в сторону отмены смертной казни в какой-нибудь европейской стране? В виртуальном мире все эти процессы можно моделировать и получать ответы. Что же до отдаленных перспектив, то я вполне допускаю, что ситуационные центры, как и любые другие ИТ-инструменты, в конце концов станут широко доступны, вплоть до уровня персонального «коробочного» продукта, который будет устанавливаться за три минуты с диска, и можно будет «промониторить» общественное мнение о себе в блогах Live Journal или попробовать ответить на вопрос, как завтрашний теплый день повлияет на курс американского доллара по отношению к уругвайскому песо. Вы скажете, это больше похоже на футуристическую шутку, но в наш информационный век, поверьте, все возможно.

Серьезные виртуальные ситуационные центры должны строиться на основе ЦОД и отдаваться заказчикам для удаленного использования?

Совсем не обязательно, но вполне возможно, и, наверное, так и будет. Но пока еще развитие виртуальных ситуационных центров – это наше будущее. Может быть, это будут коммерческие ситуационные центры с моделями физических процессов, политических перипетий или демографических зависимостей, или каких угодно еще, а может, корпоративные, государственные. Кто знает? Поживем – увидим. В любом случае создание какого бы то ни было ситуационного центра на сегодняшний день является дорогостоящим и сложным в реализации предприятием. Очевидно, что тенденция будет в сторону создания коммерческих ситуационных центров с предоставлением услуг потребителям по наиболее востребованным направлениям.

Есть примеры передачи на аутсорсинговое обслуживание реальных ситуационных центров?

Конечно, есть. Я бы позволил себе перефразировать вопрос: не передачи на аутсорсинг ситуационных центров, а пользование услугами сторонних ситуационных центров. И примеров намного больше, чем можно представить на первый взгляд. Мы каждый день с с ними сталкиваемся. Мы читаем и смотрим новости, используем в работе и быту аналитические выкладки и материалы множества сторонних аналитиков. А в таких областях, как, например, финансы, немыслима работа без постоянного использования услуг коммерческих аналитических ситуационных центров – все мы хорошо знаем Reuters, Bloomberg. И наконец, прогноз погоды гидрометеоцентра – это тоже услуга ситуационного центра, которой пользуется каждый из нас.


Наверх
Вопрос эксперту
Сергей Гаврилов
Серверы, СХД, системы виртуализации
Олег Сухов
Видеонаблюдение, биометрия, системы контроля доступа
Александр Переведенцев
Инженерная инфраструктура ЦОД
Александр Гурьянов
Обслуживание систем и аутсорсинг
Константин Соловьев
КСПД, центры обработки данных, технологические сети
Дмитрий Мороз
Информационная безопасность
  
|  Карта сайта
1-й Волоколамский пр-д, 10, стр. 1, эт. 6, Москва, 123060   Телефон/факс: +7 (495) 721-35-05   эл. почта: info@in-line.ru   Схема проезда
    © 2010-2020  ООО «Инлайн технолоджис»