INLINE Technologies
Eng

Публикации

«Connect. Мир информационных технологий», № 9-10, 2019

А. Переведенцев: «Решения, проработанные заранее, дают экономию в эксплуатации ЦОД»

Александр ПереведенцевПри эксплуатации дата-центров важную роль играют вопросы, связанные с окупаемостью и оптимизацией операционных расходов.

Компания INLINE Technologies обладает многолетним опытом в области строительства и сервисного сопровождения дата-центров. О подходах компании к снижению стоимости владения ЦОД, а также о способах повышения его энергоэффективности и минимизации эксплуатационных рисков рассказал Александр Переведенцев, директор департамента инженерных систем INLINE Technologies.

Connect: Ваша компания уже около 20 лет занимается созданием и сервисным сопровождением ЦОД. Расскажите, какие факторы вы учитываете при расчете стоимости эксплуатации дата-центров.

А. Переведенцев: В своих оценках мы стараемся учесть все факторы, которые влияют на эксплуатационные и капитальные расходы. Например, необходимо оптимизировать стоимость используемого оборудования и решений таким образом, чтобы это не сказывалось на качестве и надежности работы дата-центра. Кроме того, при строительстве ЦОД необходимо по возможности снижать сроки реализации, а также использовать решения, которые обеспечат его поэтапный ввод в эксплуатацию и упростят дальнейшее масштабирование.

Что касается эксплуатационных расходов, то необходимо организовать оптимальный доступ к ресурсам за счет минимизации стоимости покупки площадей или их аренды для развертывания ЦОД, а также снижения стоимости электроэнергии, обеспечения требуемых каналов связи и т. п.

Хочу отметить, что решения, проработанные на этапе проектирования и реализации, дают значительную экономию при эксплуатации ЦОД. Например, благодаря выбору оптимальных решений можно добиться хороших показателей энергоэффективности ЦОД, повысить надежность функционирования систем и всего дата-центра, тем самым сокращая расходы на техническое обслуживание. В свою очередь, поэтапный ввод дата-центра в эксплуатацию позволяет ускорить возврат инвестиций и упрощает получение отдачи от его эксплуатации.

Connect: Повышение энергоэффективности ЦОД, без сомнения, является одним из важных факторов снижения стоимости его эксплуатации. Какими способами можно это обеспечить?

А. Переведенцев: Основной потребитель электроэнергии в дата-центре – это ИТ-оборудование. И его энергопотребление только растет по мере увеличения плотности вычислительных ресурсов в ЦОД.

Соответственно, на снижение энергопотребления мы можем влиять, повышая энергоэффективность инженерного оборудования, в первую очередь систем холодоснабжения. Современные технологии позволяют это сделать. Например, в крупном ЦОД можно использовать традиционную компрессорную систему «чиллер-фанкойл» с отдельным контуром воздушного охлаждения, фрикулинга. И, по крайней мере в осенний и зимний периоды, ее компрессоры будут отключены. За счет такой комбинации можно добиться среднегодового показателя энергоэффективности (PUE) на уровне 1,3, что считается приемлемым для крупных объектов.

Кроме того, для увеличения энергоэффективности систем охлаждения может быть использована способность современного серверного оборудования работать в расширенных температурных режимах вплоть до 27 °С. В этом случае становится возможным применять бескомпрессорные системы с использованием рекуператоров «воздух-воздух» и косвенного адиабатического охлаждения. Они обладают отличными показателями соотношения капитальных и операционных затрат и обеспечивают показатель PUE до уровня примерно 1,1. По нашим оценкам, экономия от эксплуатации таких систем охлаждения по сравнению с чиллерами может достигать 30–40 млн руб. в год. Мы разрабатываем и применяем такие системы в модульных дата-центрах.

Connect: При выборе решений для ЦОД вы ориентируетесь на зарубежное или российское оборудование?

А. Переведенцев: Это могут быть и российские, и зарубежные системы. Но если говорить об основном инженерном оборудовании, то здесь импортозамещение развивается медленно. Например, в сегменте крупных ИБП от 200 кВт систем российского производства нет вообще, этот рынок занят продукцией из Китая, Европы и США.

В то же время в области холодоснабжения существует несколько производителей прецизионных кондиционеров, которые в той или иной степени позиционируют себя как отечественные. Эти компании сегодня довели долю российских компонентов в своих изделиях до уровня более 60 %, что является хорошим показателем.

То же можно сказать о дизель-генераторных установках, которые в основном собираются на базе двигателей и генераторов зарубежного производства. Правда, при реализации ЦОД такие системы рассматривают нечасто. Многие заказчики не доверяют подобному «пакетированию», так как дизель-генератор является узким местом в ЦОД, его автоматика должна быть уровне, чтобы исключить человеческий фактор. Поэтому, пока нет наработанной положительной практики безотказной работы таких систем, заказчики предпочитают использовать импортное оборудование.

Есть конкурентоспособные российские компании и в области производства кабеленесущих конструкций, уже хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации. Эта продукция достаточно популярна и нередко рассматривается как оборудование по умолчанию при реализации различных объектов, не только ЦОД.

Хорошо обстоят дела с импортозамещением в сегменте систем контроля доступа и других систем физической безопасности. Там присутствует большое количество отечественных компаний, многие из которых работают на рынке уже более 15–20 лет. Есть высокая конкуренция среди российских разработчиков систем видеонаблюдения, видеоаналитики, автоматизированных систем управления и диспетчеризации.

Так что в целом, я думаю, и в отношении основных систем инженерного оснащения ЦОД вопрос импортозамещения – это вопрос времени, что напрямую зависит от появления большого числа примеров успешной эксплуатации систем отечественной сборки.

Connect: С какими проблемами и рисками при эксплуатации ЦОД вы сталкиваетесь чаще всего?

А. Переведенцев: По нашему опыту, основные проблемы и риски являются следствием неправильного проектирования и последующей реализации объекта. Ошибки в проектировании, в частности, могут привести к тому, что в ЦОД какая-то из систем окажется с единой точкой отказа или оборудование не будет зарезервировано или будет смонтировано ненадлежащим образом.

Connect: Как можно минимизировать эти и другие риски, связанные с человеческим фактором?

А. Переведенцев: Для этого необходимо обеспечивать четкое соблюдение технического режима, инструкций и правил. Обязательно нужно не только проставлять понятную и узнаваемую маркировку на электрощитах, помещениях с установленным газовым пожаротушением, но и дополнять ее осведомительными или оповещающими знаками и инструкциями.

Необходимо, чтобы каждый сотрудник, переступающий порог ЦОД, был предварительно обучен и проинструктирован. Нужно подробно рассказывать персоналу о возможных рисках и потерях при сбоях или отключении основных и вспомогательных систем в дата-центре. И подобный инструктаж должны проходить все специалисты вне зависимости от должности и квалификации.

Хочу также отметить, что само построение ЦОД, в том числе его архитектурно-планировочная часть, должно соответствовать нормам и правилам строительства технологических помещений для удобной, безопасной и беспрепятственной работы персонала. В связи с этим INLINE Technologies некоторое время назад выработала свой подход к минимизации антропогенных рисков при проектировании и реализации дата-центров, практикуя внедрение типовых модульных решений.

В таком решении возможные ошибки на стадиях проектирования и строительства практически сводятся к нулю благодаря детальной проработке и апробации в рабочих условиях. Минимизировано воздействие человеческого фактора и на стадии эксплуатации благодаря высокой степени автоматизации и типизации технических решений модульной системы.

Еще один радикальный способ снизить антропогенные риски при эксплуатации ЦОД – это максимально автоматизировать работу всех систем и интегрировать их в единую среду для увеличения производительности и удобства управления. Так, многие ЦОД сейчас оснащаются интеллектуальными системами мониторинга, диспетчеризации и управления оборудованием, которые помогают контролировать состояние инженерной инфраструктуры по самому широкому спектру параметров.

Автоматизированная система диспетчеризации и управления (АСДУ) может показывать не только места для установки серверного оборудования и физические характеристики серверов, такие как текущая температура, влажность, электропотребление, но и с какими системами сервер функционирует совместно, как вообще реализуется взаимодействие ИТ-систем в дата-центре. А в случае аварии сама АСДУ может переключиться на запуск резервирующего оборудования либо перекрыть ту или иную систему, которая отключилась или начала сбоить.

Со своей стороны, мы всегда предлагаем клиентам установку системы мониторинга и диспетчеризации. Однако здесь многое зависит от эксплуатационного бюджета компании. И на практике некоторые владельцы ЦОД считают, что на такой автоматизации управления можно сэкономить и существующий персонал ЦОД справится сам.

Connect: Как в этом случае можно соблюсти баланс между стоимостью эксплуатации и надежностью работы дата-центра?

А. Переведенцев: Сегодня мы видим, что даже организации, у которых информационные системы играют ключевую роль в бизнес-процессах, например операторы связи или интернет-компании, нередко передают обслуживание и эксплуатацию ЦОД на аутсорсинг, чтобы снизить свои операционные расходы.

И мне кажется, что перевод технической поддержки на аутсорсинг и заключение соглашений о качестве обслуживания (SLA) с подрядной организацией – это идеальный вариант, поскольку каждым делом должны заниматься профессионалы.

При реализации ЦОД мы всегда предлагаем такую услугу как опцию. В INLINE Technologies есть круглосуточная сервисная служба с единой точкой входа, которая может брать на обслуживание все ситуации, связанные с обеспечением безаварийного функционирования инженерных и ИТ-систем дата-центра. Специалисты службы осуществляют полноценное удаленное сервисное сопровождение всех систем ЦОД, а также обеспечивают оперативный выезд инженерных бригад на площадку заказчика.

Connect: Как INLINE Technologies организует взаимодействие с заказчиками при аутсорсинге технического обслуживания?

А. Переведенцев: Как правило, заказчик оценивает свои потери в результате возможной остановки ЦОД из-за крупной или небольшой аварии, и мы проводим переговоры, насколько мы сможем предотвратить подобные инциденты, чтобы удовлетворить требования по обеспечению бесперебойной работы ЦОД. После этого заключаем контракт, в котором прописаны все наши обязательства и необходимые действия в различных ситуациях. Должен сказать, что наша компания готова принимать на себя достаточно серьезные риски с оговоренными размерами штрафов по SLA.

Мы считаем правильным заключать долгосрочные контракты на обслуживание инженерной инфраструктуры. Нашими услугами пользуются государственные структуры, банки, телекоммуникационные и транспортные компании, промышленные предприятия.

С некоторыми из них действуют контракты на создание ЦОД под ключ, в рамках которых мы обслуживаем и инженерное оборудование, и ИТ-инфраструктуру дата-центра. Более того, в ряде случаев берем на себя крупные контракты по обслуживанию ИТ- и инженерной инфраструктуры всей организации вплоть до персональных компьютеров.


Наверх
Вопрос эксперту
Сергей Гаврилов
Серверы, СХД, системы виртуализации
Олег Сухов
Видеонаблюдение, биометрия, системы контроля доступа
Александр Переведенцев
Инженерная инфраструктура ЦОД
Александр Удалов
Обслуживание систем и аутсорсинг
Константин Соловьев
КСПД, центры обработки данных, технологические сети
Дмитрий Мороз
Информационная безопасность
  
|  Карта сайта
1-й Волоколамский пр-д, 10, стр. 1, эт. 6, Москва, 123060   Телефон/факс: +7 (495) 721-35-05   эл. почта: info@in-line.ru   Схема проезда
    © 2010-2019  ООО «Инлайн технолоджис»